Немного предыстории
Идея создания навигационных спутниковых систем зародилась еще в эпоху противостояния двух сверхдержав в освоении космоса, когда Советский Союз запустил первый искусственный спутник. Однако навигационный спутник первыми вывели на орбиту американцы — в 1978 году, что позволило им захватить лидерство в создании навигационных комплексов военно-стратегического значения.
Развитие системы GPS
В начале, как уже отмечалось, система GPS развивалась как военный проект. После известных событий 1983 года (вторжение корейского пассажирского самолета в воздушное пространство СССР и его уничтожение советскими ВВС) президент США своим указом допустил применение системы навигации в гражданских целях, прежде всего — для гражданской авиации. Было установлено, что для обеспечения стабильной работы навигационной системы необходимо не менее 24-х функционирующих спутников, движущихся над поверхностью Земли в различных плоскостях. В соответствующем разделе нашего сайта вы сможете найти статью лучшие автомобильные GPS навигаторы 2013 года. Этого количества американцам удалось достичь в 1993 году. Для увеличения точности и надежности работы системы GPS общее количество спутников в настоящий момент составляет 32.
Догоним и перегоним
Работы по созданию советской навигационной системы ГЛОНАСС начались по инициативе Министерства обороны СССР в 70ых годах прошлого века. Первый советский навигационный спутник был выведен на орбиту в 1982 году. По плану, система должна была полноценно заработать к 1991 году. Однако в связи с политическими событиями в стране, приведшими к ее полному распаду на отдельные государства, проект был временно заморожен и возобновлен правительством России только через 10 лет. К этому времени американская система GPS набрала обороты и полностью доминировала на рынке, в Азии развивалась китайская навигационная система "Бэйдоу" (Compass), а в Европе — система "Galileo". В связи с этим, необходимо было разработать конфигурацию, обеспечивающую совместимость оборудования ГЛОНАСС с сигналами спутников GPS, Compass и Galileo. Это позволило бы повысить точность и скорость определения координат. Все это было воплощено в новом модернизированном спутнике «Глонасс-М», который был запущен в конце 2001 года. К концу 2013 года выведено на орбиту 28 спутников ГЛОНАСС, из числа которых 3 спутника находятся в резерве, 1 спутник — на этапе испытаний.
От навигационного комплекса — к автомобильному навигатору
В наши дни навигационные системы массово применяются не только в военном комплексе, но и в таких отраслях как:
- геодезия;
- картография;
- навигация;
- сотовая связь и др.
- Особую популярность приобрели автомобильные навигаторы
Первые модели GPS-навигаторов появились в 2005 году. Эти устройства позволяют прокладывать оптимальный маршрут движения автомобиля с учетом информации о ситуации на дорогах, а также определять его точное местонахождение в каждый конкретный момент времени. Первый спутниковый навигатор для потребителя системы ГЛОНАСС увидел свет в 2007 году. Эти модели под названием Glospace были смешанного типа, так как могли принимать сигналы как российских, так и американских спутников. Подобные навигаторы в России производят в настоящее время около 10 фирм, за рубежом — около 5-ти. Обе навигационные системы имеют свои преимущества и недостатки. Так, система GPS отличается более высокой точностью позиционирования, в то время как ГЛОНАСС обеспечивает большее покрытие поверхности Земли, особенно в северных широтах, за счет несколько иного расположения спутниковых орбит. Кроме того, навигаторы ГЛОНАСС стоят в 1,5–2 раза дороже аналогичных приемников GPS, а также более энергоемки и громоздки. В данном разделе нашего сайта вы сможете найти статью как правильно выбрать GPS-навигатор. И только совместное применение в навигаторах обеих систем позволяет существенным образом улучшить ряд таких показателей, как точность определения координат, надежность и т.д. Сравнительный тестовый анализ работы GPS-навигатора по сравнению с ГЛОНАСС/GPS-навигатором, при прочих равных условиях, показывает, что 2-х системные устройства предпочтительней.
В настоящее время наиболее точными и надежными являются комбинированные приемники ГЛОНАСС/GPS. Правительство России своим Постановлением от 27.09.2011 обязало для обеспечения безопасности оснастить пассажирский транспорт навигаторами ГЛОНАСС/GPS.
Рекомендуем
Отправить комментарий