Четырехтактный двигатель представляет собой одну из категорий ДВС. Такой двигатель может относиться только к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Принцип его работы заключается в следующем: в поршневом ДВС рабочий процесс происходит за два оборота коленчатого вала, в каждом из цилиндров. Таким образом, два оборота коленчатого вала равны четырем ходам поршня, или такта.
Принято выделять следующие четыре такта:
- Впуск, или такт впуска: через открытый клапан в цилиндр двигателя поступает свежая порция топливно-воздушной смеси.
- Сжатие, или такт сжатия: топливно-воздушная смесь сжимается, при этом все клапаны закрыты.
- Рабочий ход, или такт рабочего хода: топливо, которое сжалось, начинает воспламеняться при помощи свечи зажигания, которая находится под поршнем. Энергия, высвобождаемая при сгорании, начинает воздействовать на поршень, который в свою очередь начинает перемещаться вниз. Можно сказать, что именно на этом такте происходит работа двигателя автомобиля.
- Выпуск, или такт выпуска: выпускной клапан открывается, после чего из него выходят выхлопные газы, которые затем попадают в атмосферу. Цилиндр очищается.
Когда четвертый такт заканчивается, то повторяется все то же самое, в аналогичном порядке.
К главным преимуществам 4-х тактного двигателя можно отнести следующие характеристики: большая экономичность, большой ресурс, маленький шум, более чистый выхлоп. Кроме того, в этом случае не нужна сложная выхлопная система и предварительное смешивание масла и бензина.