Коробка передач – это важнейший узел в системе автомобиля. Именно при помощи него транспортное средство может передвигаться. Это устройство отвечает за передачу мощности, которая идет от двигателя на ведущие колеса автомобиля, тем самым приводя его в движение. Мощность передается в виде крутящего момента. Таким образом, крутящий момент трансформируется, то есть, увеличивается или уменьшается, изменяет свое направление и т.п.
Коробка передач также предназначена для того, чтобы крутящий момент мог отключаться от трансмиссии. Это относится ко всем типам КПП, кроме механической, так как в этом случае крутящий момент отключается при помощи отдельного узла, а именно сцепления.
На сегодняшний день коробка передач может быть представлена в четырех вариантах:
- «Механика». Такая КПП управляется ручным методом. Она является самым старым и, как показывает время, самым надежным механизмом. При помощи механической коробки переключения передач водитель хорошо чувствует дорогу, легко управляет автомобилем. Но, стоит отметить, что при использовании МКПП отмечается низкий показатель коэффициента полезного действия. Данный недостаток связан с чрезмерным трением зубьев шестерен.
- «Автомат». В этом случае переключение скоростей происходит автоматически. Что касается команды на начало хода и движения задним ходом, то она задается самим водителем. В автоматической КПП также низкий коэффициент полезного действия из-за присутствия планетарных механизмов.
- «Робот». Эта КПП разработана на основе «механики», но управление здесь механическое. Автомобиль, оснащенный роботизированной коробкой передач, можно подстроить под любой стиль вождения. В «роботе» повышен коэффициент полезного действия, так как при разработке такой коробки передач применили два вала. РКПП отличается своей компактностью и повышенным уровнем надежности.
- Вариатор. Автомобили, оснащенные вариатором, появились буквально недавно. В таком автомобиле можно плавно переключать скорости, им легко управлять. Коэффициент полезного действия в этом случае также высок, но только не при езде задним ходом. Пока вариатор не доступен для грузовых машин и, наоборот, слишком маленьких.