Чтобы понять всю важность корректора фар в современном автомобиле, возьмём простую статистику. В Европе порядка 30 процентов аварий приходятся на тёмное время суток. В России этот показатель ещё больше.
С учётом того, что машинопоток по ночам в разы меньше чем днём — показатель более чем внушительный. Если же смотреть статистику в разрезе, то становится понятным, что во многих случаях виновато именно некачественное освещение. Речь идёт не только о нерабочих фонарях на трассе, но и об отсутствии или неисправности корректора фар.
Для начала разберёмся, что такое корректор фар? Лучше всего взять классическую расшифровку. Это устройство, поддерживающее оптическую ось фар в нужной плоскости относительно трассы. Как результат даже при перекосе кузова (это вполне нормально, когда автомобиль движется на большой скорости) дорога оказывается хорошо освещённой.
История создания корректора фар
Законодательный аспект
На первый взгляд, столь полезный прибор должен был устанавливаться на все автомобили без исключения практически сразу после создания. Но в действительности только в 1990 году данный вопрос начал серьёзно исследоваться. Первопроходцами стали немцы. Именно в Германии в 1990 году на законодательном уровне было создано распоряжение относительно обязательности установки корректора фар на всех автомобилях.
Через восемь лет норма относительно установки корректора фар на всех выпускаемых автомобилях вводится во всех европейских странах. В список исключений попали только машины, которые ездят посредством активной подвески. Дело в том, что данная технология обеспечивает постоянное горизонтальное положение корпуса. При этом нагрузка и скорость не имеет особого значения.
Внедрение корректоров фар в производственный процесс, изобретение электромеханического механизма
В действительности, первые корректоры фар появились на машинах довольно давно. Ещё в 50-х годах элитные автомобили имели столь важное устройство, обычные же обходились без него. Точнее, регулировка фар делалась вручную.
Ручные корректоры фар получили название статические регуляторы. К сожалению, их возможности были крайне ограничены. Водитель мог изменить положение прожекторов только перед поездкой. Проще говоря, машина нагружалась, и на основе изменений массы менялся угол.
Где-то в 70-х годах статические корректоры фар были усовершенствованы. Появился небольшой регулятор, позволяющий настраивать положение переднего света, не выходя из машины.
В конструкции механических корректоров использовались дистанционные приводы, они работали на основе следующих систем:
- вакуумных,
- электрических,
- пневматических,
- гидравлических.
В процессе конкуренции и эволюции вперёд вырвались корректоры фар, работающие за счёт электромеханического механизма. К сожалению, вскоре каждому водителю стало ясно, что подобные системы крайне малоэффективны. Главная проблема заключалась в том, что водителю без специальных приборов очень трудно определить, насколько нужно поднять или опустить прожекторы.
Ручной корректор фар
Несмотря на явные недостатки, ручной корректор фар до сих пор можно найти в ряде автомобилей бюджетного класса. В качестве регулятора в большинстве случаев используется простое колёсико.
Так как чаще всего используется именно электромеханический привод, сосредоточим внимание именно на нём. Разметка регулирующего колёсика может быть как графической, так и цифровой.
Корректировка осуществляется в зависимости от загруженности транспортного средства. Проще говоря, как только меняется наклон относительно центра тяжести, нужно сделать соответствующую корректировку.
Рассмотрим простой пример использования корректора фар. Представим, что вам нужно перевезти четыре мешка картошки и трёх пассажиров, которые сели сзади. В таком случае задняя часть автомобиля значительно опустится. Передняя ось, в свою очередь, будет получать гораздо меньшую нагрузку. Как результат фары будут находиться значительно выше, чем им положено.
При повороте колёсика моторчик получает соответствующую команду. За счёт этого прожекторы поднимаются или опускаются. Мотор в данной конструкции играет роль червячного редуктора. Он преобразовывает движение электрического двигателя в работу штока.
Именно шток поворачивает фару так, как вам нужно. Сама фара крепится при помощи шарниров. Шток фиксируется посредством шарового наконечника. Он упирается в защёлку, удерживая таким образом нижний край прожектора.
Нижняя часть фары движется вперёд и назад. За счёт этого меняется угол наклона. Несмотря на явные недостатки в виде неточности, ручной корректор фар обладает высокой надёжностью, а его установка не сильно влияет на стоимость авто.
Виды автоматических корректоров фар, принцип их работы и устройство
Все современные автомобили, отвечающие европейским стандартам качества, оснащаются автоматическими корректорами фар. Их существует всего два вида: квазистатические и динамические.
В первых системах автоматический механизм изменяет положение прожекторов в том случае, если наклон машины меняется под воздействием изменения массы или на больших скоростях.
Так как подобные изменения происходят не так-то уж и часто, квазистатический корректор фар не требует слишком быстрой реакции отклика. Конструкция устройства состоит из двух сенсоров.
Каждый сенсор отвечает за одну из осей автомобиля. Связь осуществляется посредством специальных рычагов. Управление реализуется при помощи электронного блока. Также в конструкцию входят исполнительные механизмы. Само собой, без ручного регулятора в салоне не обошлось. Он устанавливается на панели приборов.
Динамические системы стоят значительно дороже. Тем не менее без них просто нельзя обойтись автомобилям, которые оснащены ксеноновыми фарами. Дело в том, что они излучают значительно более мощный поток света. Как результат опасность от их неправильной регулировки возрастает в несколько раз.
Корректор фар позволяет справиться с возможной опасностью ослепить едущего навстречу водителя. Дело в том, что даже недолго светящий в глаза ксенон приводит к ослаблению зрения. Если же учесть, что машина движется по ночной трассе, подобное может вызвать полную дезориентацию.
Динамическая система значительно быстрее реагирует на изменения положения кузова. Как результат корректор фар срабатывает за доли секунды. Подобная быстрота реагирования позволяет удерживать световой луч на одном уровне при таких манёврах, как:
- торможение,
- повороты,
- езда по неровностям.
Чтобы повысить надёжность динамического корректора фар, разрабатываются бесконтактные датчики, фиксирующие состояние кузова. Сейчас в большинстве автомобилей используются потенциометры.
Общая регулировка света
Процедура регулировки мощности светового потока не менее значимая, чем установка корректора фар. Дело в том, что слишком яркий дальний свет даже при наличии регулятора способен ослепить водителя, едущего спереди. Чтобы этого не произошло, нужно воспользоваться специальным стендом, который поможет оптимально настроить мощность.
Для регулировки понадобится плоский экран. Он должен быть перпендикулярно установлен полу. На экране должны быть нанесены следующие отметки:
- по центру обеих фар — две вертикальные линии (VV);
- на высоте центра — H;
- горизонтальные линии R-R;
- ниже двух R слева от двух V — горизонтальные линии с величиной D, при этом с правой стороны они переходят в косые (угол 150 градусов, если брать в качестве ориентира горизонт);
В результате подобных манипуляций получится ломаная линия двух букв С. Именно она будет служить основой для регулировки лучевого потока. Когда вы закончите эту работу — отрегулированный свет послужит отличным дополнением к корректору фар.
Чтобы провести регулировку светового потока, которая в сочетании с корректором фар позволит обеспечить ещё большую безопасность, необходимо для начала установить одинаковые шины. Давление в них должно быть проверено и отрегулировано. Мало того, нагрузка на сиденье водителя должна отвечать реальной. Дальше следуют такие действия:
- установите автомобиль так, чтобы задняя ось был параллельна экрану;
- переведите регулятор в нулевое положение;
- заклейте одну фару заслонкой,
- осуществите регулировку, после чего тоже сделайте со вторым прожектором.
Регулировка осуществляется следующим образом: нужно совместить светотеневую границу ближнего света с С-С. К сожалению, подобная регулировка не всегда бывает точной. Происходит то же, что и с ручным корректором фар.
Очень сложно обеспечить правильное расположение машины в пространстве, к тому же для проведения регулировки необходимо немаленькое помещение, которое будет затемнено.
Неудивительно, что дальнейшая история очень сильно напоминает возникновение автоматического корректора фар. Учёными были созданы специальные приборы, позволяющие быстро и качественно осуществлять регулировку.
Итоги
Автоматический корректор фар является результатом длительной технологической эволюции. Если первые устройства обладали очень простой конструкцией, и для их регулировки приходилось выходить из авто, то автоматические корректоры делают всё сами за счёт использования электронного блока управления и датчиков.