Последовательность действий:
1) используя держатель 999 5199, снимите шкивы распределительных валов, пометив их фломастером или чем-либо аналогичным (впускной и выпускной);
ПРИМЕЧАНИЕ Когда ремень привода распределительного вала снят, не допускать вращения шкивов распределительных валов во избежание повреждения клапанов. |
2) поочередно выверните все болты верхней секции головки блока, двигаясь от центра к краям;
3) снимите верхнюю секцию, осторожно постукивая пластмассовым молотком рядом со съемными выступами и у передней части распределительных валов;
4) снимите распределительные валы, одновременно поднимая и поворачивая их;
5) выверните болты крепления нижней секции головки блока цилиндров (продвигаясь от центра к краям);
6) снимите с блока головку и прокладку;
7) очистите поверхности разъема на верхней и нижней секциях головки блока цилиндров с помощью мастики и пластмассового шпателя; промойте поверхности водой и высушите спиртом;
8) извлеките толкатели из головки цилиндров. Для облегчения извлечения толкателей можно воспользоваться магнитом или присоской; Размеры деталей указаны в разделе 3 «Конструкция и технические характеристики двигателей»;
9) проверьте наличие следов износа на толкателях. При необходимости выполните измерения;
10) во избежании вытекания масла храните толкатели в вертикальном положении. Расположите толкатели по порядку — их нельзя менять местами. При длительном хранении толкателей их следует поместить в сосуд, наполненный маслом, учитывая тип масла, которым будет заправлен двигатель после окончания ремонта;
11) снимите клапаны ( рис. 4.45), используя зажим для клапанов 998 6052 и скобу 951 2051 (четыре клапана на цилиндр);
12) снимите сухари клапанов, верхние тарелки клапанных пружин, пружины клапанов, клапаны;
13) снимите маслосъемные колпачки стержней клапанов, используя приспособление 999 5219 ( рис. 4.46);
ПРИМЕЧАНИЕ Пометьте клапаны, чтобы при сборке каждый установить на свое место. |
14) очистите головку цилиндра;
15) очистите поверхности сопряжения;
16) очистите камеры сгорания;
17) очистите впускные и выпускные каналы;
18) очистите седла клапанов;
19) осмотрите головку цилиндров на наличие следов износа;
20) прочистите резьбу гнезд свечей зажигания (метчик М14х1,25);
21) очистите клапаны, пружины клапанов и тарелки клапанных пружин;
22) при наличии трещин в седлах клапанов обработайте седла с помощью фрезы 115 8280 с направляющей диаметром 7 мм и углом наклона режущей кромки 45.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не касаться фрезой стенок камеры сгорания. |
Очистка каналов подачи воздуха
Последовательность действий:
1) зачистите каналы подачи воздуха (Ж 4 мм) на максимальную глубину. Продуйте каналы сжатым воздухом со стороны впуска на верхней части головки цилиндров. Убедитесь, что воздух проходит по каналам;
2) проверьте плоскостность нижней секции головки цилиндров;
ВНИМАНИЕ Механическая обработка головки цилиндров для удаления задиров и следов коррозионного повреждения с поверхностей сопряжения головки с блоком цилиндров выполняется только в том случае, если неплоскостность головки цилиндров находится в пределах нормы. |
3) измерьте износ направляющих втулок клапанов с помощью индикатора часового типа ( рис. 4.47), закрепленного на магнитной стойке;
ПРИМЕЧАНИЕ При проверке направляющей втулки поднимите клапан примерно на 2—3 мм над седлом. |
4) проверьте пружины клапанов. Проверьте размеры клапанов. Размеры деталей указаны в разделе 3: «Конструкция и технические характеристики двигателей».
Замена направляющих
втулок клапанов
Последовательность действий:
1) закрепите головку цилиндров на фиксаторе 999 5363 ( рис. 4.48);
2) отрегулируйте угол наклона с помощью верхних отверстий по бокам фиксатора;
3) закрепите головку цилиндров на фиксаторе, используя отверстие 2 (стрелка), при выпрессовке оправка должна располагаться вертикально;
4) выпрессуйте заменяемые направляющие втулки (выполняется в три этапа):
— выпрессуйте направляющие втулки с помощью оправки 999 5364. Используйте втулки в качестве прокладок для болтов головки цилиндров. Медленно вдавливайте оправку, пока она не дойдет до головки цилиндров. Если направляющая втулка повреждена, удалите частички металла;
— продолжайте выпрессовывание с помощью оправки 999 5365. Осмотрите верхнюю часть отверстия под направляющую втулку. (Оставьте старые втулки на своих местах в качестве направляющих при запрессовке новой втулки). Если на стенках отверстия имеются глубокие риски и задиры, необходимо использовать направляющую втулку ремонтного размера. Для установки направляющей втулки ремонтного размера следует развернуть отверстие;
ПРИМЕЧАНИЕ Развертывание осуществляется до одного из ремонтных размеров (ОS1 и ОS2). В большинстве случаев для ОS1 развертка не требуется. |
— смажьте и установите новую направляющую втулку на оправку 999 5505 и медленно запрессовывать ее в головку цилиндров, пока оправка не дойдет до поверхности головки цилиндров. Направляющая втулка должна быть запрессована на 13±0,2 мм. Высота устанавливается с помощью инструмента. Деформация в верхней части направляющей устраняется разверткой. Новые направляющие втулки могут быть короче втулок предыдущей конструкции.
ПРИМЕЧАНИЕ Усилие запрессовки должно быть не менее 920 кгс. Если усилие меньше, необходимо вынуть втулку и установить направляющую втулку ремонтного размера. |
Механическая обработка
клапанов и их седел
Размеры деталей указаны в разделе 3 «Конструкция и технические характеристики двигателей».
Последовательность действий:
— прошлифуйте фаски впускных клапанов. Выпускные клапаны, покрытые стеллитом, должны точно притираться вручную с помощью шлифовальной пасты;
— обработайте фаски седел клапанов. Ни в коем случае не касаться фрезой стенок камеры сгорания;
— проверьте высоту выступания стержня клапана, используя калибр 999 5222 ( рис. 4.49);
— установите калибр в гнезда подшипников распределительного вала;
— измерьте высоту выступания стержня клапана, пропустив хвостовик штангенциркуля через отверстие в калибре.
Установка клапанов
Последовательность действий:
— смажьте стержни и направляющие втулки клапанов;
— установите клапаны;
— установите нижнюю тарелку клапанной пружины, клапаны на свои места;
— установите маслосъемный колпачок на стержень клапана;
— как можно глубже напрессуйте маслосъемный колпачок на направляющую втулку клапана, прикладывая усилие руки. Использовать оправку 999 5379;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Во избежание повреждений нельзя использовать молоток для установки маслосъемных колпачков клапанов. |
— установите пружину клапана и верхнюю тарелку пружины, используя зажим для клапанов и скобу, сухари клапана. Убедиться, что при отсутствии нагрузки на пружину обе половины сухарей находятся в правильном положении.
Ремонт резьбы
Ремонт внутренней резьбы в блоке цилиндров, промежуточной секции и головке цилиндров выполняется с помощью резьбовых вставок. Однако резьбу в некоторых отверстиях невозможно отремонтировать этим способом, поскольку окружающий металл имеет недостаточную толщину. Резьбовые вставки ( рис. 4.50), изготавливаемые из холоднокатаной проволоки (нержавеющая кислотостойкая сталь), имеют профили резьбы, соответствующие стандартам МОС. Вставки предназначены для установки в отверстия с резьбой, согласно таблицам стандартных резьбовых вставок.
Порядок установки резьбовой вставки следующий:
1) высверлите ремонтируемое отверстие ( рис. 4.51). Диаметр сверла и глубину сверления определите по таблицам резьбовых вставок, прилагаемым к последним. Не следует зенковать кромки отверстия. Рекомендуется только небольшая обработка с целью удаления заусенцев;
2) подберите метчик в зависимости от материала и других конкретных условий. Например, для отверстия с резьбой М10 используйте резьбовую вставку М10;
3) нарежьте резьбу на необходимую глубину ( рис. 4.52);
4) продуйте отверстие сжатым воздухом;
5) подберите резьбовую вставку необходимой длины;
6) поместите резьбовую вставку в установочный инструмент ( рис. 4.53). Вставка должна располагаться лапкой вниз;
7) установите резьбовую вставку в отверстие.
8) держа установочный инструмент вертикально над отверстием с нарезанной резьбой, вверните вставку в отверстие ( рис. 4.54). Вставка устанавливается так, чтобы она примерно на один шаг резьбы выступала над кромкой отверстия. В сквозном отверстии резьбовая вставка не должна выступать за нижнюю кромку отверстия;
9) выломайте лапку ( рис. 4.55) при помощи специального инструмента для выламывания лапки. Не используйте для этой цели установочный инструмент. Извлеките лапку и продуйте отверстие сжатым воздухом;
10) при помощи соответствующего болта проверьте, что вставка установлена правильно и болт вворачивается беспрепятственно.