6.6. Устранение вибрации рулевого колеса и передней части машины
Вибрация рулевого колеса при определенных скоростях возникает, как правило, в случае разбалансировки колес.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверить давление в шинах. | 2. Сделать пробный выезд. Определить неисправность по возможности точнее: скорость, состояние дорожного покрытия, повороты и выходы из них на прямую. | 3. Установить машину на подставки. | 4. Проверить центровку ободов. При этом ступицы колес или тормозные барабаны должны выступать наружу за отбортовку дисковых колес или по крайней мере, быть с ними заподлицо. В противном случае обода заменить. | 5. Проверить подвеску колес, проверив при этом безукоризненное состояние резинометаллических опор, шарниров, амортизаторов и ободов. | 6. Снять и почистить колеса, удалив при этом камни из протектора. | 7. Проверить колеса на тормозные проплешины, которые видны по тонкому слою остаточного протектора, образующиеся при полном торможении с заблокированными колесами. | 8. Проверить глубину протектора на шинах и сравнить друг с другом. При нетормозном износе шин спереди или сзади, необходимо отрегулировать развал-схождение. При этом регулировку схождения необходимо произвести по верхней границе допуска. | Предупреждение Для обмера ходовой части требуется соответствующая измерительная система, которая, как правило, имеется только на СТО. | 9. Сделать проверочный выезд и проверить снова наличие неисправностей. | |
Проверка боя по высоте и бокового боя колес
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установить машину на козлы. Установить подходящий часовой микрометр на протектор, затем на боковую поверхность шины. Вращая медленно колесо от руки, измерить максимальные величины биения по высоте и боковое биение, пометить эти места мелом. | 2. Требуемые значения: максимальный бой по высоте – 0,8 мм; максимальное боковое биение – 1,2 мм. | 3. Если эти значения не выдерживаются, отбалансировать колеса на стационарной балансировочной машине. При этом колеса должны быть отцентрированы таким же образом, что и на машине. Конические затяжные приспособления, центрирующие колесо в центровочном отверстии, не допустимы. Допустимая остаточная разбалансировка, в обеих балансировочных плоскостях, составляет 5 грамм. | |
Устранение биения по высоте (выравнивание)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Выпустить воздух из шины и отдавить на обод. | 2. Провернуть шину на ободе на 120°. | 3. Накачать шину и вновь проверить биение по высоте. | 4. Если максимальное значение превышено, провернуть шину на ободе еще на 120° и замерить биение по высоте. | 5. Если максимальное значение будет выдержано, отбалансировать колесо. | |
Проверка биения по высоте и бокового биения обода
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установить, отцентрировав обод колеса без шины на балансировочную установку или машину. Установить часовой микрометр. | | 2. Биение по высоте (Н) и боковое биение (S) проверить на указанных листах, не обращая внимание при этом на неровности материала обода и углубление под вентиль, которые могут помешать точному измерению. Требуемые значения: стальной обод: Н = 0,6 мм; S = 0,5 мм. | 3. Если размеры будут превышены, обод заменить. | |
Установка колес на машину
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. При установленной на козлы машине установить колеса так, чтобы место максимального биение по высоте находилось вверху. Затянуть в этом положении винты колеса крест-накрест динамометрическим ключом моментом 160 Н·м. | Предупреждение Если различие в износе отдельных шин невелико, колеса с наименьшим биением по высоте и наименьшим весом разбалансировки устанавливать на передний мост. | 2. Сделать проверочный выезд. Если снова обнаружится биение передка или вибрация руля, то они являются следствием остаточной разбалансировки, которая устраняется на машине дополнительной балансировкой. | |
Балансировка колес на машине
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. При балансировке ведущих колес обязательно установить оба колеса одного моста на ролики. | 2. Привод колес должен осуществляться двигателем, чтобы колеса вращались синхронно. Машины с приводом на все колеса должны быть подняты на обе оси. Отбалансировать оси последовательно. | 3. Сделать контрольный пробег. | 4. Если неисправности не устранены, значит радиальные и боковые движения одного или нескольких колес слишком велики. Средствами СТО их измерить нельзя. В этом случае остается только замена передних или задних колес. При этом шины должны заменяться только парами. | |