По своему назначению и выполняемым функциям тормозная система автомобиля имеет условное деление на рабочую, запасную, стояночную и аварийную.
Рабочая тормозная система обеспечивает регулирование скорости автомобиля и его остановку с необходимой эффективностью.
Запасная система обеспечивает остановку автомобиля с необходимой эффективностью при выходе из строя рабочей тормозной системы.
Стояночная система служит для удерживания автомобиля в неподвижном, относительно дороги, состоянии. Эту систему можно использовать и в качестве аварийной при выходе из строя рабочей тормозной системы.
На автомобиле применена рабочая тормозная система с гидравлическим приводом и диагональным разделением контуров, что значительно повышает безопасность вождения. При отказе одного из контуров в качестве запасной тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
Тормозная система состоит из главного тормозного цилиндра, вакуумного усилителя тормозов, дисковых тормозов на передних колесах и барабанных или дисковых тормозов на задних колесах. На передних колесах устанавливаются невентилируемые тормозные диски, а на автомобилях с двигателями свыше 79 кВт (107 л.с.) — вентилируемые тормозные диски. На задних колесах применены самоустанавливающиеся барабанные тормоза, а на автомобилях с двигателями свыше 79 кВт (107 л.с.) — дисковые.
Бачок главного тормозного цилиндра находится в моторном отсеке, снабжая тормозную систему и сцепление тормозной жидкостью. Вакуумный усилитель тормозов снижает усилие на тормозной педали, облегчая тем самым управление автомобилем.
Тормозной механизм переднего колеса дисковый с подвижной скобой. Он хорошо вписывается в колесо, имеет небольшое количество деталей, в том числе уплотнений, и небольшую массу. Так как в процессе теплоотдачи задействован лишь один цилиндр, тормозная жидкость нагревается меньше.
Стояночный тормоз воздействует на задние колеса через тросовый привод. Колодки передних и задних тормозов регулируются автоматически.
Некоторые модели автомобилей оснащены ABS, включающей в себя гидравлический модулятор, электронный блок управления, реле и датчики скорости вращения колес. Система предотвращает блокирование колес при резком торможении. О состоянии тормозной системы предупреждают контрольные лампы стояночного тормоза, низкого уровня тормозной жидкости и системы ABS.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При работе тормозных колодок образуется тормозная пыль, которая содержит асбест, вредный для здоровья. Поэтому при очистке тормозных колодок не используйте сжатый воздух и старайтесь не дышать воздухом из рабочей зоны. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При движении по влажной дороге за счет центробежной силы вода сбрасывается с тормозных дисков, однако на них остается тонкая пленка из жиров, силиконов, остатков резины, смазки и грязи, снижающих эффективность торможения. Поэтому во время остановки автомобиля после движения под дождем просушите тормоза нажатием на педаль тормоза. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Новые тормозные колодки должны пройти период «приработки». На первых 200 км пробега избегайте резких торможений. Корродированные тормозные диски вызывают при торможении вибрационный эффект, не исчезающий и при длительном торможении. Такие тормозные диски необходимо заменить. |