Вымытый и очищенный двигатель установите на стенд для разборки или на прочную массивную подставку и слейте из картера масло (если это не сделали перед снятием силового агрегата).
Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13», «на 17», головки сменные «на 10», «на 13», «на 17», ключи для болтов с внутренним шестигранником «на 5», ключ TORX E10, вороток, пассатижи, отвертка, набор плоских щупов, микрометры (с пределами измерений 0–25, 25–50 и 75–100 мм), нутромер, индикатор часового типа с индикаторной стойкой, динамометрический ключ, съемник для снятия масляного фильтра.
Примечание Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, обеспечивающем доступ к двигателю со всех сторон, так как двигатель очень тяжело фиксировать от перемещения при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом. |
1. Снимите двигатель с автомобиля (см. «Снятие и установка двигателя»).
2. Установите двигатель на прочные опоры.
3. Отсоедините от двигателя коробку передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).
4. Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).
5. Ключом «на 13» выверните три болта крепления кронштейна передней опоры силового агрегата к блоку цилиндров… | 6. …и снимите кронштейн. |
7. Снимите масляный фильтр (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).
8. Ключом «на 10» выверните два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров… | 9. …и снимите трубу… |
10. …и уплотнительную прокладку. | 11. При сборке двигателя установите новую уплотнительную прокладку. |
12. Снимите водяной насос и уплотнительную прокладку (см. «Замена водяного насоса»).
15. Пометьте взаимное расположение маховика и коленчатого вала. | 16. Головкой «на 17» выверните шесть болтов крепления маховика… |
17. …и снимите маховик. | 18. Ключом «на 10» выверните шестнадцать болтов крепления масляного картера… |
19. …и снимите масляный картер вместе с уплотнительной прокладкой. | 20. Ключом «на 10» выверните три болта крепления маслоприемника… |
21. …и снимите маслоприемник.
Примечание Обратите внимание: в проточке патрубка приемника установлено резиновое уплотнительное кольцо. Сильно обжатое, затвердевшее или надорванное кольцо обязательно замените. |
24. Выньте шпонку из паза на носке коленчатого вала. | 25. Ключом «на 10» выверните шесть болтов крепления масляного насоса и снимите насос. |
26. Ключом «на 10» выверните шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала… | 27. …и снимите держатель с установленным в нем сальником… |
28. …и уплотнительную прокладку. | 29. Поверните коленчатый вал так, чтобы снимаемый поршень был в НМТ (нижней мертвой точке). Ключом TORX E10 отверните два болта крепления крышки шатуна. |
30. Снимите крышку шатуна. Если демонтаж крышки затруднен, предварительно строньте ее несильными ударами молотка. Номер цилиндра на крышке может быть не виден, в этом случае промаркируйте крышку номером цилиндра. | 31. Протолкните шатун ручкой молотка внутрь цилиндра… |
32. …и осторожно выньте поршень с шатуном из цилиндра. При этом следите за тем, чтобы нижняя головка шатуна не касалась зеркала цилиндра, иначе можно повредить зеркало. Аналогично снимите остальные поршни.
Примечание Если предполагается снимать поршень с шатуна, промаркируйте поршень номером цилиндра, чтобы не перепутать поршни при установке. На шатуне так же, как и на крышке, выбит номер цилиндра; если он не виден, промаркируйте шатун. |
33. Ключом «на 17» выверните по два болта болта крепления пяти крышек коренных подшипников… | 34. …и снимите крышки. |
Предупреждение Крышки коренных подшипников промаркированы насечками в соответствии с номерами цилиндров. Если эти метки плохо видны, обязательно дополнительно промаркируйте крышки, чтобы установить их на прежние места: крышки невзаимозаменяемы (блок цилиндров обработан вместе с крышками). |
35. Снимите коленчатый вал. | 36. Снимите упорные полукольца, установленные в проточки средней опоры коленчатого вала. |
37. Выньте вкладыши из крышек коренных подшипников… | 38. …и постелей блока. Если не предполагается замена вкладышей, при снятии промаркируйте на нерабочей стороне вкладыши относительно крышек и постелей. |
39. Снимите поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, снимите кольца с поршня, аккуратно разведя замки колец.
40. Вставив отвертку в выемку на бобышке поршня… | 41. …снимите стопорное кольцо, удерживающее поршневой палец. Аналогично снимите второе топорное кольцо. |
42. С помощью подходящей оправки вытолкните палец из поршня и снимите поршень с шатуна. | 43. Выньте вкладыши из шатуна… |
44. …и из его крышки. Если вкладыши остались на коленчатом валу, снимите их с вала. Если не предполагается замена вкладышей, при снятии промаркируйте их на нерабочей поверхности относительно шатунов и крышек.