Техническая характеристика
Номинальная мощность, кВт....... 1,3
Потребляемая сила тока при максимальной мощности, А, не более....... 260
Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, А, не более....... 500
Потребляемая сила тока на холостом ходу, без реле, А, не более....... 60
Особенности устройства
На автомобилях 2115 с карбюраторным двигателем может быть установлен стартер типа 29.3708. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.
Рис. 9.36. Стартер 29.3708: 1 – ограничительное кольцо; 2 – шестерня привода; 3 – ролик обгонной муфты; 4 – обгонная муфта; 5 – рычаг привода; 6 – крышка со стороны привода; 7 – якорь реле; 8 – обмотка реле; 9 – контактная пластина; 10 – крышка реле; 11 – контактные болты; 12 – коллектор; 13 – щетка; 14 – крышка со стороны коллектора; 15 – кожух; 16 – корпус; 17 – полюс статора; 18 – якорь; 19 – поводковое кольцо |
В корпусе 16 ( рис. 9.36) закреплены четыре полюса 17 с обмотками возбуждения, три из которых сериесные и одна шунтовая. Корпус вместе с крышками 6 и 14 стянуты двумя болтами. Якорь имеет торцовый коллектор. Задний конец вала якоря вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку 14, а передний конец — во втулке, запрессованной в картере сцепления.
Рис. 9.37. Схема соединений стартера 29.3708: 1 – стартер; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – генератор; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания; Р1 – втягивающая обмотка тягового реле; Р2 – удерживающая обмотка тягового реле |
Схема соединений стартера 29.3708 показана на рис. 9.37. При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи подается на обе обмотки тягового реле стартера (втягивающую Р1 и удерживающую Р2). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
Неисправности стартера 29.3708 такие же, как у стартера 5712.3708 (описан в разделе 7), исключая неисправности, связанные с редуктором. Но возможна еще дополнительная неисправность: замыкание или обрыв в обмотках статора в случае если якорь стартера не вращается или вращается слишком медленно.
Проверка стартера на стенде
Рис. 7.16. Схема соединений для проверки стартера на стенде: 1 – вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В; 2 – стартер; 3 – реостат на 800 А; 4 – амперметр с шунтом на 1000 А; 5 – выключатель; 6 – аккумуляторная батарея |
Проверка стартера 29.3708 аналогична описанной в разделе 7 для стартера 5712.3708. Соединения стартера на стенде выполняются согласно рис. 7.16. Но числовые значения параметров проверки другие.
Так, при проверке работоспособности стартера рекомендуется проверять его работу при тормозных моментах 2; 6 и 9 Н·м (0,2; 0,6 и 0,9 кгс·м).
В режиме полного торможения сила потребляемого тока должна быть не более 500 А, напряжение должно быть не менее 7 В и тормозной момент должен быть не менее 13,72 Н·м (1,4 кгс ·м).
На режиме холостого хода сила потребляемого тока должна быть не более 60 А, а частота вращения якоря 4200–5500 мин -1 при напряжении на клеммах стартера 11,5–12 В.
Рис. 9.36. Стартер 29.3708: 1 – ограничительное кольцо; 2 – шестерня привода; 3 – ролик обгонной муфты; 4 – обгонная муфта; 5 – рычаг привода; 6 – крышка со стороны привода; 7 – якорь реле; 8 – обмотка реле; 9 – контактная пластина; 10 – крышка реле; 11 – контактные болты; 12 – коллектор; 13 – щетка; 14 – крышка со стороны коллектора; 15 – кожух; 16 – корпус; 17 – полюс статора; 18 – якорь; 19 – поводковое кольцо |
Для проверки тягового реле установите между ограничительным кольцом 1 (см. рис. 9.36) и шестерней прокладку толщиной 12,8 мм и включите реле. Напряжение включения реле при упоре шестерни в прокладку должно быть не более 9 В при температуре окружающей среды (20±5) °С. Если напряжение больше, то это указывает на неисправность реле или привода.
Ремонт стартера
Разборка
Рис. 9.38. Детали стартера: 1 – стопорное кольцо; 2 – ограничительное кольцо; 3 – привод с обгонной муфтой; 4 – ось рычага; 5 – передняя крышка; 6 – рычаг привода; 7 – якорь реле; 8 – тяговое реле; 9 – задняя крышка; 10 – стопорная шайба; 11 – защитный кожух; 12 – стяжной болт; 13 – регулировочная шайба; 14 – пружина щетки; 15 – щетка; 16 – корпус; 17 – якорь |
Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле 8 ( рис. 9.38) и отсоедините от него вывод обмотки статора. Отверните винты крепления тягового реле и снимите его. Отсоедините якорь 7 реле от рычага 6 привода. Выньте резиновую заглушку с шайбой из передней крышки.
Отверните винты и снимите защитный кожух 11. Снимите стопорную шайбу 10, выверните стяжные болты 12 и отсоедините корпус 16 с задней крышкой 9 от передней крышки 5 с якорем 17.
Отверните винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора и отсоедините корпус от задней крышки. Снимите пружины 14 и щетки 15.
Снимите стопорное 1 и ограничительное 2 кольца и отсоедините якорь от привода 3.
Расшплинтуйте и выньте ось 4 рычага из передней крышки. Отсоедините рычаг 6 от привода и выньте привод 3 из передней крышки. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.
Если тяговое реле разборного исполнения, то для его разборки отверните винты крепления крышки и отпаяйте выводы обмоток от штекера "50" и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.
После разборки продуйте детали сжатым воздухом и протрите.
Проверка технического состояния деталей
Проверка технического состояния деталей стартера 29.3708 аналогична проверке деталей стартера 5712.3708, описанной в разделе 7.
Дополнительно проверьте состояние поверхностей шлицев и цапф вала якоря. На них не должно быть задиров, забоин и износа. Если на поверхности вала появились следы желтого цвета от втулки шестерни, удалите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой, так как они могут стать причиной заедания шестерни на валу.
Проверьте надежность крепления щеткодержателей на задней крышке. Щеткодержатели положительных щеток не должны иметь замыкания с массой. Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателей. Щетки, изношенные по высоте до 12 мм, замените новыми.
Проверьте динамометром давление пружин на щетки, которое для новых щеток должно составлять (10±1) Н [(1±0,1) кгс] и при необходимости замените пружины новыми.
Сборка
Перед сборкой смажьте моторным маслом винтовые шлицы вала якоря и ступицы обгонной муфты, шестерню и втулку задней крышки. Поводковое кольцо привода смажьте консистентной смазкой Литол-24.
Сборка стартера выполняется в порядке, обратном разборке. Подбором регулировочной шайбы 13 (см. рис. 9.38) обеспечьте осевой свободный ход якоря не более 0,5 мм. На стяжной болт, проходящий около выводов обмотки статора, наденьте изолирующую пластмассовую трубку.
После сборки проверьте стартер на стенде.