Контроллер (электронный блок управления) представляет собой управляющий центр системы впрыска топлива. Он непрерывно обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на токсичность отработавших газов и эксплуатационные показатели автомобиля.
В контроллер поступает следующая информация:
– положение и частота вращения коленчатого вала;
– массовый расход воздуха двигателем;
– температура охлаждающей жидкости;
– положение дроссельной заслонки;
– содержание кислорода в отработавших газах;
– наличие детонации в двигателе;
– напряжение в бортовой сети автомобиля;
– скорость автомобиля;
– положение распределительного вала;
– запрос на включение кондиционера (на автомобилях в вариантном исполнении).
На основе полученной информации контроллер управляет следующими системами и приборами:
– топливоподачей (форсунками и электробензонасосом);
– системой зажигания;
– регулятором холостого хода;
– адсорбером системы улавливания паров бензина;
– вентилятором системы охлаждения двигателя;
– системой диагностики.
Контроллер включает выходные цепи (форсунки, различные реле и др.) путем замыкания их на «массу» через свои выходные транзисторы. Единственное исключение — цепь реле электробензонасоса, только на обмотку этого реле контроллер подает напряжение +12 В.
Контроллер оснащен встроенной системой диагностики. Он может распознавать неполадки в работе системы, предупреждая о них водителя посредством контрольной лампы системы управления двигателем. Кроме того, контроллер хранит диагностические коды, указывающие области неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении ремонта.
Контроллер располагает следующими типами памяти:
– программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ);
– оперативное запоминающее устройство (ОЗУ);
– электрически репрограммируемое постоянное запоминающее устройство (ЭРПЗУ).
Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ). В нем находится общая программа, в которой содержатся последовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и различная калибровочная информация. Эта информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и другими параметрами, которые зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, передаточных отношений трансмиссии и других факторов. ППЗУ называют еще запоминающим устройством калибровок. Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирования. Эта память не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания, т.е. эта память энергонезависимая.
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Это «блокнот» контроллера. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров для расчетов и промежуточной информации. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их.
Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергозависимая, требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.
Контроллер расположен на правом брызговике моторного отсека.
Для замены контроллера вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
| |
2. Подденьте фиксирующую скобу… | 3. …выведите скобу из колодки жгута проводов системы управления двигателем… |
| |
4. …и отсоедините колодку от выводов блока. | 5. Выверните две гайки шпилек крепления контроллера к брызговику моторного отсека… |
6. …и снимите контроллер с автомобиля.
7. Установите контроллер в порядке, обратном снятию.