Снятие
Снятие цепи проводите на холодном двигателе в следующем порядке:
– выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи;
– снимите ремень привода навесных агрегатов;
– снимите генератор;
– снимите крышку головки блока цилиндров;
– при наличии снимите блок ABS;
– затяните стояночный тормоз и заблокируйте задние колеса упорами;
– ослабьте гайки крепления правого переднего колеса. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на опоры. Снимите правое переднее колесо и грязезащитный щиток арки правого переднего колеса;
– слейте охлаждающую жидкость;
– выверните болты, снимите и отведите в сторону насос усилителя рулевого управления с подсоединенными к нему шлангами. Мягкой проволокой закрепите насос на кузове;
– установите поршень первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия, при этом метка на гасителе колебаний должна быть совмещена со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи (см. рис. 3.52), а метки на звездочках распределительных валов должны быть совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов ( рис. 3.55);
Рис. 3.55. Совмещение меток на звездочках распределительных валов с метками на крышках подшипников распределительных валов (на распределительном валу впускных клапанов виден узел шкива/ привода системы VVT) |
– снимите с коленчатого вала шкив/ гаситель колебаний, при этом не проверните коленчатый вал. Если произошло проворачивание коленчатого вала, верните его в положение соответствующее установке поршня первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия;
– домкратом, через деревянный брусок установленный под масляным поддоном, поднимите двигатель настолько, чтобы его вес воспринимался домкратом.
– снимите левую опору двигателя;
– снимите механизм натяжения цепи ( рис. 3.56) и датчик угла поворота коленчатого вала с передней крышки цепи. Выверните болт крепления жгута проводов датчика угла поворота коленчатого вала к крышке цепи;
– снимите масляный поддон;
– выверните болты и снимите держатель жгута проводов с крышки цепи;
– выверните гайки ( рис. 3.57) и снимите натяжитель цепи с задней стороны крышки;
– выверните болты ( рис. 3.58, 3.59) и монтировкой отделите, и снимите крышку цепи с блока цилиндров. Отметьте расположение болтов, так как они имеют разную длину;
– снимите датчик угла поворота коленчатого вала;
Рис. 3.60. Направляющие и натяжитель цепи: 1 – шарнирный болт; 2 – натяжитель цепи; 3 – болты крепления направляющей цепи; 4 – неподвижная направляющая цепи; 5 – нижняя направляющая цепи |
– выверните болты 1,3 ( рис. 3.60) и снимите натяжитель 2 и нижнюю направляющую цепи 5;
– снимите цепь со звездочек распределительных валов и звездочку вместе с цепью с коленчатого вала. Если цепь будет устанавливаться повторно, мелом, маркером или краской отметьте переднюю сторону цепи. Если при установке цепь будет вращаться в другую сторону, в связи с имеющейся выработкой цепи, увеличится износ элементов механизма газораспределения и увеличится шум, создаваемый цепью;
– снимите неподвижную направляющую цепи 4;
Рис. 3.61. Использование ключей для удержания распределительного вала от проворачивания и отворачивания болта крепления звездочки |
– удерживая гаечным ключом, распределительный вал от проворачивания за шестигранник, выверните болт крепления и снимите звездочку с распределительного вала ( рис. 3.61).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ На распределительном валу впускных клапанов кроме звездочки установлен узел шкива/ привода системы изменения фаз газораспределения (VVT). При снятии звездочки распределительного вала впускных клапанов, выверните только центральный болт крепления шкива/ привода системы изменения фаз газораспределения. Не выворачивайте 4 болта крепления шкива/ привода системы изменения фаз газораспределения к звездочке. |
Проверка
Рис. 3.62. Измерение расстояния между звеньями цепи: Х = 122,6 мм для цепи привода газораспределительного механизма между 16 роликами или 8 звеньями цепи; Х = 52,4 мм для цепи привода масляного насоса между 8 роликами или 4 звеньями цепи |
Визуальным осмотром проверьте состояние деталей на отсутствие износа и повреждений. Проверьте звенья цепи на отсутствие трещин, износа роликов и боковых пластин. Проверьте состояние зубьев звездочек, которые должны быть симметричными. Натяните цепь и измерьте расстояние между 8 звеньями цепи, которое должно быть равно 122,6 мм ( рис. 3.62). Проведите эту проверку на нескольких участках цепи. Если цепь удлинилась, замените в комплекте цепь и звездочки.
Оберните каждую звездочку цепью и измерьте диаметр звездочки по роликам цепи ( рис. 3.63). Если полученный размер превышает минимальный диаметр цепи, замените в комплекте цепь и звездочки.
Проверьте направляющие цепи на отсутствие чрезмерного износа. Имейте в виду, что незначительный износ направляющих — это нормальное явление. Глубина выемок на направляющих цепи должна быть не более 1,0 мм ( рис. 3.64). При наличии чрезмерного износа проверьте смазочное отверстие направляющей цепи на передней стороне блока цилиндров на отсутствие загрязнений и засорения (см. рис. 3.95).
Установка
Установку производите в следующем порядке:
1) скребком удалите остатки старого герметика с привалочных поверхностей крышки цепи и головки и блока цилиндров;
2) убедитесь, что распределительные валы повернуты установочными штифтами вверх, в положение «12 ч», затее установите обе звездочки, совмещая отверстие для штифта с обратной стороны звездочки со штифтом распределительного вала. Нанесите на резьбу болтов крепления звездочек контровочный состав, препятствующий их самоотвинчиванию, и вверните болты от руки. Удерживая гаечным ключом, распределительный вал от проворачивания за шестигранник, затяните болт крепления звездочки моментом 54 Н•м (см. рис. 3.61);
3) при необходимости доверните распределительные валы в положение, при котором метки на звездочках распределительных валов будут совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов (см. рис. 3.55);
4) если коленчатый вал поворачивался от положения ВМТ, поверните его в положение, при котором шпоночный паз не будет направлен вверх, в положение «12 ч»;
5) установите неподвижную направляющую цепи 4 (см. рис. 3.60);
6) наденьте цепь на звездочку коленчатого вала, при этом совместите цветную метку №1 на цепи с меткой на звездочке. Установите звездочку с установленной на ней цепью на коленчатый вал, затем установите нижнюю направляющую цепи;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ На цепи имеется три цветных метки. Метка №1 расположена на большем расстоянии от двух остальных меток, которые расположены близко друг к другу. |
Рис. 3.65. Совмещение цветных меток на цепи с метками на звездочках распределительных валов при установке цепи |
7) установите цепь на башмак неподвижной направляющей цепи, затем на звездочку распределительного вала выпускных клапанов и, наконец, на звездочку распределительного вала впускных клапанов. Проверьте, что цветные метки на цепи совместились с метками на звездочках ( рис. 3.65). При установке цепи исключите провисание правой ветви цепи;
8) уберите провисание левой ветви цепи, установите натяжитель цепи, вверните шарнирный болт и затяните его моментом 19 Н•м. После установки, убедитесь, что выступ на механизме натяжения ( рис. 3.66) не проходит мимо упора к головке блока цилиндров;
9) повторно проверьте, что поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия, при этом метка на гасителе колебаний должна быть совмещена со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи (см. рис. 3.52), а метки на звездочках распределительных валов должны быть совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов (см. рис. 3.55);
10) установите датчик угла поворота коленчатого вала и кольцо, метка F на котором должна быть направлена наружу;
11) нанесите слой герметика RTV диаметром 3–4 мм на привалочные поверхности крышки цепи 1 ( рис. 3.67). Также нанесите небольшое количество герметика на места соединения головки и блока цилиндров. Установите крышку на двигатель и закрепите болтами, установив их в первоначальные положения. Постепенно, за несколько проходов, затяните болты требуемым моментом;
12) установите плунжер механизма натяжения цепи в исходное положение следующим образом:
Рис. 3.68. Поднятие собачки храповика и сдвигание плунжера механизма натяжения цепи в исходное положение (внутрь) |
– поднимите собачку храповика и вдвиньте плунжер внутрь, пока он не достигает нижнего предела ( рис. 3.68);
– зацепите крюк на корпусе механизма натяжения за штифт на плунжере, в результате чего плунжер будет закреплении в исходном положении;
13) смажьте моторным маслом уплотнительные кольца плунжера механизма натяжения и установите его в крышку цепи;
14) установите шкив/гаситель колебаний на коленчатый вал;
Рис. 3.69. Для освобождения крюка на корпусе механизма со штифта на плунжере, необходимо незначительно провернуть коленчатый вал двигателя против часовой стрелки: 1 – крюк; 2 – штифт |
15) незначительно проверните коленчатый вал двигателя против часовой стрелки, чтобы установить натяжение цепи. При этом крюк 1 ( рис. 3.69) на корпусе механизма натяжения должен освободиться со штифта 2 на плунжере, в результате чего плунжер проведет натяжение цепи. Если плунжер не освободился самостоятельно, отожмите натяжитель цепи и освободите штифт на плунжере лезвием отвертки;
16) поверните коленчатый вал двигателя по часовой стрелке на несколько оборотов и установите поршень первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия. Проверьте, что метка на гасителе колебаний совмещена со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи (см. рис. 3.52), а метки на звездочках распределительных валов совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов (см. рис. 3.55).
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию.