1. Cнимите с шатуна первого цилиндра крышку подшипника (ориентируясь по меткам, нанесенным при разборке). Снимите старые вкладыши шатунного подшипника и протрите посадочные поверхности вкладышей в стержне шатуна и в крышке чистой тканью не оставляющей ворса. Эти поверхности должны быть всегда абсолютно чистыми. |
| 2. Протрите тыльную поверхность верхнего шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия совпали. |
3. При установке вкладыша недопустимо пользоваться молотком, надо соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не повредить рабочую поверхность вкладыша. На данном этапе смазка вкладыша не требуется. |
4. Протрите тыльную поверхность нижнего вкладыша и вложите его в крышку шатуна. Снова убедитесь, что выступ на вкладыше совпадает с выборкой на крышке шатуна, вкладыш не смазывайте. Очень важно, чтобы сопрягаемые поверхности вкладыша и шатуна в процессе сборки были абсолютно чистыми, без следов масла. |
5. Расставьте стыки поршневых колец в соответствии с рис. Расстановка стыков поршневых колец для двигателей 1,3 л, рис. Расстановка стыков поршневых колец для двигателей 1,6 и 1,8 л. |
6. Наденьте на болты крышек шатунов отрезки резиновых шлангов, что предохранит поверхность цилиндра от повреждения. |
7. Смажьте поршни и кольца чистым маслом для двигателя, оденьте на поршень оправку для обжатия колец. Длина выступающего из приспособления участка юбки поршня должна быть примерно 6,0 мм, чтобы обеспечить правильный вход поршня в цилиндр. Кольца должны быть заподлицо с поверхностью поршня. |
8. Проверните коленчатый вал до нижней мертвой точки в первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя. |
| 9. Поверните поршень с шатуном так, чтобы метки (1) на шатуне и (2) на днище поршня были обращены в сторону передней части двигателя, осторожно введите поршень с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления для обжатия колец в блок цилиндров. |
10. Слегка постучите по верхнему краю оправки, чтобы обеспечить равномерный контакт с плоскостью блока цилиндров по всей окружности. |
| 11. Осторожно постучите деревянной рукояткой молотка по днищу поршня, направляя шатун на соответствующую шейку коленчатого вала. Поршневые кольца могут выскочить из оправки непосредственно перед вхождением в цилиндр, поэтому, оправка всегда должна прижиматься к блоку цилиндров. |
12. Выполняйте эту операцию осторожно, немедленно прекратите вталкивание поршня при ощущении какого-либо сопротивления при входе в цилиндр. Определите причину заедания поршня и устраните ее, после чего продолжите установку поршня в цилиндр. |
Предупреждение Не допускается прилагать усилие при установке поршня в цилиндр, независимо от причины вызвавшей сопротивление вхождению поршня. В противном случае можно поломать кольца или поршень. |
13. После установки поршня в цилиндр надо измерить зазор между шатунным подшипниками и шейкой вала, и только после этого окончательно установить крышку шатуна. |
Проверка зазоров в шатунных подшипниках |
| 14. Приготовьте отрезок калибровочной пластмассовой проволоки, длина которого немного меньше ширины шатунного подшипника, и положите его на шатунную шейку (указана стрелкой) первого цилиндра параллельно оси коленвала. |
15. Очистите поверхность крышки шатуна, прилегающую к вкладышу, снимите шланги с болтов крепления крышек и установите крышку. Убедитесь, что метки взаимной ориентации на крышке и на шатуне находятся с одной стороны. Убедитесь, что передняя метка на крышке направлена в сторону зубчатого ремня. |
| 16. Слегка смажьте внутренние поверхности гаек, заверните гайки и затяните их с заданным моментом. Затягивайте гайки торцовой головкой с подобранным наружным диаметром, что позволит избежать неправильного показания момента затяжки в случае задевания головки за крышку шатунного подшипника. |
17. Если головка начнет задевать за крышку, то приподнимите головку так, чтобы обеспечить ее свободный поворот. Вращение коленвала при затяжке гаек не допускается. |
Предупреждение На двигателях 1,6 и 1,8 л после затяжки гаек доверните их на 90°. |
18. Отверните гайки и осторожно снимите крышки, не повредив пластмассовый калибр. |
| 19. Сравните толщину раздавленной калибровочной проволоки со значением нанесенным на на упаковке калибра и определите величину смазочного зазора (шкала проградуирована в милиметрах и в дюймах). Сравните полученное значение с нормативным. |
20. Если зазор не соответствует установленному, то причиной может быть неправильный подбор шатунных подшипников (в этом случае подберите вкладыши подшипников). Перед тем как прийти к решению о необходимости замены вкладышей убедитесь, что при измерении зазора отсутствовали загрязнения или масло между подшипниками и поверхностями шатунов и шатунных крышек. Проверьте также диаметр шатунных шеек. Если ширина раздавленной калибровочной проволоки по концам сильно отличается, то коренная шейка коленвала имеет конусность (см. подраздел 3.1.2.13). |
Окончательная установка шатунов |
21. Осторожно удалите остатки калибровочного материала с шатунных шеек коленвала и/ или с в поверхностей шатунных подшипников. Не допускайте повреждения поверхностей шатунных подшипников, соскабливайте указательным пальцем или краем пластика. |
22. Убедитесь в полной чистоте рабочих поверхностей шатунных подшипников, нанесите на вкладыши подшипника тонкий однородный слой консистентной смазки с дисульфидом молибдена или масла для сборки двигателя. Для доступа к поверхности верхнего шатунного вкладыша придется втолкнуть поршень в цилиндр, предварительно одев на болты крышки отрезки шлангов. |
23. Притяните шатун к шейке коленчатого вала, снимите шланги с болтов крышек, установите крышки и затяните гайки с моментом, указанным в подразделе 3.1.2.1. |
24. Повторите описанную процедуру для поршней и шатунов остальных цилиндров. В процессе сборки следите за чистотой сопрягаемых поверхностей шатуна и наружных поверхностей шатунных вкладышей. Следите за тем, чтобы каждый поршень в сборе с шатуном соответствовал данному цилиндру. При установке поршня в цилиндр выемка или стрелка должны быть обращены в сторону передней части двигателя. Смажьте цилиндр свежим маслом. После измерения зазора смажьте рабочие поверхности шатунных подшипников. |
25. После окончательной установки поршней с шатунами, проверьте свободу вращения коленвала, провернув его на несколько оборотов от руки. |
26. На последнем этапе сборки надо проверить осевой люфт шатуна. Процедура проверки описана в подразделе 3.1.2.9. |
27.Сравните величину осевого люфта со значением указанным вподразделе 3.1.2.1. Если осевой люфт соответствовал норме до разборки двигателя, а в процессе ремонта установлены прежний коленвал и шатуны, то после ремонта осевой люфт также должен быть в пределах нормы. Если установлены новые шатуны и коленвал, то люфт может не соответствовать норме. В этом случае шатуны надо снять и сдать в мастерскую автосервиса для шлифовки. |