3.3.12.2. Установка и проверка зазоров в шатунных подшипниках
Расстановка стыков поршневых колец
| 1. Верхнее компрессионное кольцо 2. Расширитель маслосъемного кольца 3. Нижнее компрессионное кольцо 4. Верхний диск маслосъемного кольца 5. Выемки (обращены к передней части двигателя) 6. Нижний диск маслосъемного кольца |
Перед установкой поршней в сборе с шатунами поверхность цилиндра должна быть абсолютно чистой, с кромок цилиндров должна быть снята фаска, а коленчатый вал установлен в блок цилиндров.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Протрите тыльную поверхность нового верхнего шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия (1) совпали. Вкладыш не смазывать. Аналогично установите в крышку шатуна нижний вкладыш. | 2. Расставьте стыки поршневых колец в соответствии со схемой. | 3. Смажьте поршни и кольца чистым маслом для двигателя, сожмите кольца приспособлением, оставив выступающий участок поршня. | 4. Проверните коленвал до НМТ в первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя. | | 5. Сориентируйте поршень так, чтобы выемка (1) была обращена в сторону передней части двигателя (2 – выступ). | 6. Осторожно введите нижнюю часть поршня с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления в блок цилиндров. Слегка постучите по верхнему краю оправки для равномерного контакта с плоскостью блока цилиндров. | | 7. Введите поршень в цилиндр, осторожно постукивая деревянной рукояткой молотка по днищу поршня. Большое усилие не прилагать. | | 8. Притяните шатун к шейке коленвала и проверьте зазор в шатунном подшипнике c помощью отрезка калибра (указан стрелкой). Процедура проверки ничем не отличается от процедуры для коренных подшипников (см. подраздел 3.3.9.3). Вращение коленвала или малейшее попадание масла на вкладыши при измерениях не допускаются. | | 9. Гайки крышки шатуна затяните с заданным моментом. | | 10. Определите величину зазора. Если зазор не соответствует норме, то убедитесь в отсутствии смазки и грязи и снова проверьте диаметр шейки и правильность подбора вкладыша. | 11. Осторожно удалите остатки калибра, смажьте вкладыши и шейку коленвала, установите крышку и равномерно затяните гайки с заданным моментом. | 12. Повторите эти операции для остальных шатунов. Проверьте свободу вращения собранного колевала. | 13. После окончательной установки поршней с шатунами проверьте свободу вращения коленвала. | 14. Проверьте осевой люфт шатуна (см. подраздел 3.3.8). Имейте ввиду, что после установки новых деталей люфт шатуна может быть меньше нормы и потребуется шлифовка шатунов. | 15. Соберите и установите двигатель, руководствуясь соответствующими разделами | |