9.2. Сцепление
Сцепление с гидравлическим приводом1 – пружинный шплинт 2 – штифт 3 – главный цилиндр сцепления 4 – кронштейн 5 – шланг 6 – рабочий цилиндр сцепления 7 – защитный чехол | 8 – отжимной рычаг 9 – выжимной подшипник 10 – пробка 11 – вал отжимного рычага 12 – нажимной диск 13 – диск сцепления 14 – маховик |
1 – кронштейн троса сцепления 2 – кронштейн троса сцепления 3 – защитный чехол 4 – опора рычага со сферической головкой 5 – пружина 6 – вилка выключения сцепления 7 – пружинная скоба 8 – держатель выжимного подшипника 9 – выжимной подшипник | 10 – защитный чехол 11 – пружина 12 – опора рычага со сферической головкой 13 – вилка выключения сцепления 14 – выжимной подшипник 15 – нажимной диск 16 – диск сцепления 17 – шплинт 18 – штифт |
Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач или торможении и плавного их соединения при трогании автомобиля с места, а также для предохранения деталей трансмиссии от динамических нагрузок.
Сцепление однодисковое, сухое постоянно замкнутого типа с центральной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний на ведомом диске. В картере коробки передач выступает первичный вал коробки передач, на котором располагается нажимной подшипник, не требующий технического обслуживания, а снаружи картера расположен рычаг выключения сцепления, к которому крепится трос сцепления.
Принцип действия сцепления основан на передаче крутящего момента от маховика и ведущей части сцепления на ведомый диск, а значит, и на первичный вал коробки передач за счет сил трения, который возникают между дисками при включенном сцеплении. В этом положении за счет упругости нажимной пружины нажимной диск зажимает между собой и маховиком ведомый диск с усилием, не допускающим его пробуксовки. При этом нажимной подшипник и нажимная пружина не соприкасаются. При нажатии на педаль сцепления через трос сцепления или гидравлический привод и вилку, выжимной подшипник нажимает нажимную пружину ведущего диска сцепления и отжимает ведущий диск от маховика, в результате чего освобождается ведомый диск и прекращается передача крутящего момента между двигателем и коробкой передач.
Ведущая часть сцепления крепится болтами к маховику. Ведомый диск сцепления расположен между нажимным диском и поверхностью трения маховика. Ступица ведомого диска сцепления установлена на входной вал коробки передач и свободно перемещается по пазам вала.
В гидравлическом приводе сцепления применяется тормозная жидкость.