ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Головка блока цилиндров в сборе (монтажная развертка)
1 – болт крышки подшипника кулачкового вала (М=10Нм);
2 – звездочка привода кулачковых валов;
3 – цепь привода кулачковых валов;
4 – регулятор взаимного положения кулачковых валов;
5 – резинометаллическое уплотнение;
6 – головка блока цилиндров;
7 – выпускной клапан;
8 – впускной клапан;
9 – уплотнительные шайбы кулачковых валов;
10 – диафрагма датчика Холла;
11 – прокладка;
12 – болт;
13 – корпус датчика Холла;
14 – болт;
15 – болт крепления шестерни газораспределительного механизма;
16 – естерня газораспределительного механизма;
17 – уплотнительная шайба;
18 – маслосъемный колпачок – гуферо;
19 – пружина клапана;
20 – тарелка клапана;
21 – сухари клапана;
22 – гидравлический толкатель клапана;
23 – крышка подшипника кулачкового вала впускных клапанов;
24 – сдвоенная крышка подшипников кулачковых валов;
25 – крышка подшипника кулачкового вала выпускных клапанов;
26 – кулачковый вал выпускных клапанов
Установка крышки и уплотнения головки блока цилиндров в сборе
1 – гайка крепления крышки головки (М = 10 Нм);
2 – пробка заливной горловины;
3 – крышка головки блока цилиндров;
4 – уплотнение крышки головки;
5 – масляная диафрагма;
6 – головка блока цилиндров в сборе;
7 – уплотнение всасывающего трубопровода;
8 – уплотнение головки блока цилиндров;
9 – болт натяжного ролика (М = 45 Нм);
10 – натяжной ролик;
11 – прокладка;
12 – уплотнение выхлопного трубопровода;
13 – болт головки блока цилиндров
Схема расположения клапанов в камере сгорания головки блока цилиндров
S – впускные;
V – выпускные
Расположение пяти клапанов
1 – впускные клапаны;
2 – выпускные клапаны
Сечение головки блока цилиндров (двигатель 1,8–92 кВт)
Установка резьбовых вставок (1) для болтов(2), крепящих головку блока цилиндров к блоккартеру двигателя.
Деталировка металлического уплотнения (3) из нескольких частей под головкой блока цилиндров.
Порядок откручивания и затяжки болтов головки блока цилиндров
А – порядок откручивания болтов головки блока цилиндров;
В – порядок затяжки болтов головки блока цилиндров.
Привод шестерен механизма газораспределения и насоса охлаждающей жидкости зубчатым ремнем
1 – болт крепления переднего кожуха двигателя (М = 45м);
2 – передний кожух двигателя;
3 – кожух зубчатого ремня – внешняя верхняя часть;
4 – болт шкива ременной передачи кулачковых валов (М=100Нм);
5 – шкив ременной передачи привода кулачковых валов;
6 – болт натяжного ролика (М = 45 Нм);
7 – натяжной ролик ремня;
8 – прокладка;
9 – зубчатый ремень;
10 – насос охлаждающей жидкости;
11 – уплотнительная шайба насоса;
12 – крепящий болт насоса (М = 15 Нм);
13 – корпус натяжного ролика;
14 – шкив ременной передачи газораспределительного механизма на коленвале;
15 – болт шкива ременной передачи (М = 90 Нм ± 90);
16 – нижняя внутренняя часть кожуха ременной передачи газораспределительного механизма;
17 – болт кожуха (М = 10 Нм);
18 – ремень генератора;
19 – наружный многоручьевой ременный шкив;
20 – болт шкива (М – 20 Нм);
21 – кожух зубчатого ремня, внешняя нижняя часть
Трасса ремня генератора
А – в автомобилях без кондиционера;
В – в автомобилях с кондиционером
Натяжное устройство цепи привода кулачкового вала впускных клапанов
Натяжное устройство позволяет изменять поворот кулачкового вала и тем самым сменность впускных клапанов.
Принцип действия гидравлического устройства для натягивания цепи
Сама головка блока цилиндров изготовлена из термообрабатываемой отливки алюминиевого сплава (Al, Si, Mg) (рис. Головка блока цилиндров в сборе (монтажная развертка), рис. Установка крышки и уплотнения головки блока цилиндров в сборе). Камеры сгорания не обрабатываются. В каждой камере сгорания располагаются два выпускных и три впускных клапана (см. рис. Схема расположения клапанов в камере сгорания головки блока цилиндров, рис. Расположение пяти клапанов). У выпускных клапанов диаметр 30 мм, у впускных – 27 мм. Ход впускного клапана 8,4 мм, ход выпускного клапана 10,3 мм. Резьба для свечи М 14 расположена по центру камеры сгорания под углом 3 . Конструктивное решение камеры сгорания позволяет осуществлять компактное сгорание смеси.
Головка блока цилиндров центрируется по отношению к блоку двигателя двумя штифтами и крепится к нему десятью болтами. Для болтов в головку блока цилиндров вкручиваются резьбовые вставки. Неровность посадочных поверхностей головки и блока не превышает 0,1 мм. Уплотнение головки складывается из четырех тонких профилированных листов (см. рис. Сечение головки блока цилиндров (двигатель 1,8–92 кВт)).
Порядок ослабления и затяжки болтов головки представлен на рис. Порядок откручивания и затяжки болтов головки блока цилиндров.
Три канала впускных клапанов сведены во впуск овального сечения. Конструкция каналов позволяет осуществлять так называемый "барабанный" поток смеси в цилиндре. Канал позволяет также устанавливать координаты двухлучевых форсунок, которые направляют впрыск топлива на три впускных клапана.
Выпускные каналы от обоих клапанов сведены в выпуск круглого сечения. Поток охлаждающей жидкости в головке блока цилиндров направлен поперечно. Приблизительно – две трети количества жидкости выходят из блока цилиндров на стороне выхлопных каналов и около бобышек у свечей зажигания. Выход потока жидкости от каждого цилиндра находится за колодцем свечей зажигания до продольно ориентированной центральной полости. Остальная треть количества охлаждающей жидкости протекает со стороны впускных каналов над камерами сгорания до собирательной полости. Расположение пространств для протекания охлаждающей жидкости одинаково для всех цилиндров и также одинаково количество жидкости для отдельных цилиндров, что задается величиной отверстий в уплотнении головки блока цилиндров. Охлаждающая жидкость покидает головку блока цилиндров на лобовой стороне головки через пластмассовую горловину; с помощью трубопровода, размещенного под всасывающим трубопроводом, она подается в радиатор. Для полноты необходимо добавить, что из радиатора жидкость протекает через корпус термостата в насос и оттуда в блок-картер двигателя (втулка термостата вставлена в корпус насоса охлаждающей жидкости). Поток через обогревающую вставку отопителя или кондиционера постоянен.
Оба кулачковых вала уложены в головке блока цилиндров в подшипники без втулок. У кулачкового вала впускных клапанов применяется сдвоенная крышка подшипников. Привод кулачковых валов решен таким образом, что шестерня газораспределительного механизма, приводящаяся в движение зубчатым ремнем от шестерни коленвала, насаживается на кулачковый вал, управляющий выпускными клапанами. Чтобы натяжка ремня была постоянной независимо от теплового расширения головки и блока двигателя, установлен пневматический натяжной ролик (см. рис. Привод шестерен механизма газораспределения и насоса охлаждающей жидкости зубчатым ремнем, рис. Трасса ремня генератора). Кулачковый вал для впускных клапанов приводится в движение цепью от кулачкового вала выпускных клапанов. Цепь постоянно натягивается натяжным устройством, у которого имеется функция установки поворота впускных клапанов с помощью цепи ведомого кулачкового вала – речь идет об изменении временной регулировки впускных клапанов (см. рис. Натяжное устройство цепи привода кулачкового вала впускных клапанов, рис. Принцип действия гидравлического устройства для натягивания цепи). Ради экономии массы кулачковые валы пустотелые, а стержни клапанов имеют диаметр всего лишь 6 мм.
У клапанов одинарные пружины. Передача движения и силы между кулачками валов и клапанами осуществляется гидравлическими толкателями, которые автоматически устанавливают эксплуатационный клапанный зазор (изображение гидравлического толкателя см. рис. Схема гидравлического толкателя). Посадочные поверхности толкателей подвергнуты нитроцементации.