Еженедельные проверки
Введение В число процедур обязательного регулярного обслуживания транспортного средства входит комплекс простейших проверок, отнимающих минимум времени, но позволяющих избежать непредвиденных расходов на выполнение порой дорогостоящего ремонта. Данные проверки должны производиться еженедельно и не требуют от исполнителя никаких специальных навыков и умения пользоваться специальными инструментами. - Следите за состоянием и давлением накачки шин - своевременное выявление дефектов позволит не только повысить срок службы протекторов, но и избежать попадания в аварийную ситуацию. - Большое количество отказов связано с неисправностями электрооборудования. Наиболее типичными являются нарушения, связанные с состоянием аккумуляторной батареи. - Помните, что первым признаком появления утечек тормозной жидкости является нарушение исправности торможения автомобиля. регулярная проверка уровня жидкости позволит избежать попадания в аварийную ситуацию. - Помните, что повреждения, связанные с недостатком моторного масла или охлаждающей жидкости могут потребовать проведения очень дорогостоящего ремонта. Регулярно проверяйте уровни упомянутых рабочих жидкостей. Старайтесь вовремя выявлять утечки и устранять их причину. На иллюстрациях показаны главные проверочные точки двигательного отсека каждой из рассматриваемой в настоящем руководстве моделей автомобиля Skoda Felicia.
Бензиновые модели 1.3 л |
А — Щуп измерения двигательного масла В — Крышка заливной горловины двигательного масла С — Расширительный бачок системы охлаждения | D — Резервуар тормозной жидкости Е — Резервуар жидкости омывания ветрового стекла F — Батарея |
Бензиновые модели 1.6 л |
А — Щуп измерения двигательного масла В — Крышка заливной горловины двигательного масла С — Расширительный бачок системы охлаждения D — Резервуар тормозной жидкости | Е — Резервуар жидкости системы гидроусиления руля F — Резервуар жидкости омывания ветрового стекла G — Батарея |
Дизельные модели 1.9 л |
А — Щуп измерения двигательного масла В — Крышка заливной горловины двигательного масла С — Расширительный бачок системы охлаждения | D — Резервуар тормозной жидкости Е — Резервуар жидкости системы гидроусиления руля F — Резервуар жидкости омывания ветрового стекла G — Батарея |
Проверка уровня двигательного масла | Выполняется перед поездкой, либо спустя не менее 5 мин после выключения двигателя. В противном случае часть масла будет распределена по поверхности смазываемых компонентов двигателя и проверка даст заниженный результат. Автомобиль должен быть запаркован на ровной горизонтальной площадке, по возможности с твердым покрытием. Современные автомобили очень чувствительны к выбору заливаемого в двигатель моторного масла. Старайтесь придерживаться рекомендаций, приведенных в соответствующем Разделе Введения к настоящему Руководству. |
|
1. Извлеките щуп двигательного масла, рукоятка которого обычно окрашена в яркий цвет. | | 2. Насухо протрите лезвие щупа чистой неворсящейся ветошью, введите щуп обратно в направляющую трубку (до упора) и вновь извлеките его. | | 3. Уровень масла должен находиться между отметками MIN и МАХ на лезвии щупа. Если край смоченного участка лезвия находится вблизи отметки MIN, долейте соответствующее количество моторного масла того же сорта, что уже заправлено в двигатель. | | 4. Масло заливается в двигатель через специальную горловину, с которой предварительно необходимо снять крышку. Заливайте масло небольшими порциями, каждый раз проверяя его уровень по щупу и выдерживая паузы, достаточные для стекания залитой порции в поддон картера. Продолжайте процедур до тех пор, пока уровень масла не окажется между отметками на лезвии щупа. | | 5. Если необходимость в корректировке уровня моторного масла возникает слишком часто, следует проверить агрегат на наличие признаков утечек. Проще всего выявить утечки можно, оставив под запаркованным на ночь автомобилем чистый лист картона. Если утечек нет, причиной расхода масла может являться его выгорание (см. Раздел Диагостика неисправностей узлов и систем автомобиля). | 6. Старайтесь поддерживать уровень масла между отметками на лезвии щупа (см. выше). Чрезмерное падение уровня может привести повреждению внутренних компонентов двигателя в результате масляного голодания. Превышение уровневой нормы обычно приводит к выходу из строя сальников коленчатого вала. | |
Проверка уровня охлаждающей жидкости | Во избежание получения ожогов паром, ни в коем случае не снимайте крышку с заливной горловины расширительного бачка при горячем двигателе! Помните, что охлаждающая жидкость высокотоксична - не оставляйте открытой тару с антифризом! Во избежание развития внутренней коррозии компонентов система охлаждения должна быть заправлена смесью антифриза с водой в течение всего года, а не только в зимние месяцы. Старайтесь не допускать разжижения охлаждающей жидкости, используя для корректировки ее уровня чистую воду. |
|
1. Уровень жидкости в расширительном бачке системы охлаждения может варьироваться в зависимости от температуры двигателя. Нормой является нахождение уровня между отметками MIN и МАХ на полупрозрачной стенке бачка при холодном двигателе. В ходе прогрева двигателя уровень жидкости может слегка подниматься над отметкой МАХ. | | 2. В случае необходимости корректировки уровня охлаждающей жидкости дождитесь полного остывания двигателя. Медленно отвернув крышку бачка, сбросьте остаточное внутреннее давление в системе. | Чтобы полностью избежать риска ошпаривания крышку перед отворачиванием лучше будет обернуть ветошью. | | | 3. Долейте в бачок правильным образом составленную смесь антифриза с водой. Продолжайте заливать жидкость до тех пор, пока ее уровень не окажется между отметками MIN и МАХ на стенках резервуара. | | 4. В типичных для большинства современных автомобилей системах охлаждения герметичного типа необходимость в корректировке уровня охлаждающей жидкости возникает только в случае развития утечек. Наиболее типичными источниками утечек являются корпус радиатора, шланги и стыки сопрягаемых между собой компонентов силового агрегата. Старайтесь без промедления устранять причины выявленных утечек. | |
Проверка уровня тормозной жидкости | Помните, что тормозная жидкость является высокотоксичной и агрессивна по отношению к лакокрасочным покрытиям - соблюдайте соответствующие меры предосторожности. |
Тормозная жидкость также в высшей степени гигроскопична, т.е. обладает способностью впитывать влагу из атмосферы. Не используйте для корректировки уровня долгое время хранившуюся в неплотно закрытой таре жидкость - наличие в ней влаги ведет к опасному снижению эффективности торможения.
| По мере износа тормозных колодок уровень жидкости в резервуаре ГТЦ немного падает за счет постепенного выдвижения поршней суппортов и колесных цилиндров. Однако не следует допускать падения уровня жидкости ниже отметки MIN на стенке резервуара. |
|
1. Полупрозрачный резервуар тормозной жидкости расположен на левой переборке двигательного отсека. Отметки уровня жидкости нанесены на передней стенке резервуара. | | 2. Уровень тормозной жидкости должен постоянно поддерживаться между отметками на стенке резервуара. Перед выполнением корректировки (если необходимость в таковой будет иметь место) тщательно протрите крышку заливной горловины резервуара и окружающую ее поверхность во избежание попадания в гидравлическую систему грязи. | | 3. Отверните крышку и осторожно снятие ее с горловины резервуара. Постарайтесь не повредить вмонтированный в крышку поплавок датчика-выключателя контрольной лампы уровня тормозной жидкости. Уложите сборку крышки с поплавком на чистый лист картона или подстеленную ветошь, затем внимательно осмотрите резервуар снаружи. При выявлении признаков загрязнения тормозной жидкости гидравлическую систему следует опорожнить и заполнить свежей жидкостью. | | 4. Аккуратно долейте в резервуар свежую жидкость из только что открытой тары. Старайтесь не допускать попадания брызг на поверхности расположенных по близости компонентов и лакокрасочное покрытие кузовных панелей. Для корректировки уровня используйте только жидкость требуемого сорта. Помните, что смешивание жидкостей различного сорта ни в коем случае не допустимо! | | 5. Если необходимость в корректировке уровня тормозной жидкости возникает слишком часто, следует проверить гидравлическую систему на наличие утечек, причины которых должны быть без промедления устранены. | При наличии подозрений на наличие утечек тормозной жидкости от эксплуатации автомобиля следует воздержаться до выполнения тщательной проверки системы. | | |
Проверка состояния и давления накачки шин Чрезвычайно важно постоянно поддерживать шины в исправном состоянии и накачанными с должным давлением - выход колеса из строя во время движения (при любой скорости) в высшей степени опасен. Скорость износа протекторов шин в первую очередь определяется манерой вождения - частые резкие торможения и ускорения, совершение поворотов без снижения скорости и т.п. факторы в значительной мере способствуют сокращению срока службы шин. Как правило, протекторы передних колес изнашиваются несколько раньше задних, поэтому своевременное выполнение ротации колес автомобиля позволяет добиться более равномерного износа шин и, как следствие, продления срока их службы. Следует, однако, заметить, что при равномерном износе протекторов владелец автомобиля сталкивается с необходимостью выполнения единовременной замены сразу четырех колес, что не каждому автолюбителю может оказаться по карману. В этом случае лучше пренебречь ротацией колес и производить замену шин попарно, рассосредоточивая тем самым траты. Регулярно осматривайте протекторы всех колес автомобиля, извлекая из канавок узора протектора застрявшие в них мелкие камешки, гвозди и прочие посторонние предметы прежде чем они вызовут прокол колеса. Если при извлечении гвоздя выявляется факт прокола, вставьте гвоздь обратно в отверстие, пометив тем самым дефект, затем поменяйте колесо и доставьте его в шиномонтажную мастерскую для ремонта. Уделяйте также внимание таким дефектам, как трещины, порезы, вздутия (“яйца”) и т.п., которые чаще всего образуются на боковой поверхности шины. Регулярно снимайте колеса для тщательной очистки дисков от грязи как с наружной, так и с внутренней стороны. Проверяйте ободы дисков на наличие следов развития коррозии, деформаций и прочих повреждений. Помните, что изготовленные из легкого сплава диски легко выходят из строя при наездах на поребрики и глубокие дефекты покрытия. Штампованные диски в таких ситуациях обычно лишь деформируются и могут быть восстановлены путем прокатки на специальном станке, имеющемся практически в любой шиномонтажной мастерской. В случае сильных повреждений диски не подлежат восстановлению, и единственной альтернативой становится их замена. Каждый раз при замене шин колеса подлежат балансировке в сборе. Необходимость в повторной балансировке колес может возникнуть в процессе износа протекторов, а также в случае утери противовесов. Нарушение балансировки колес приводит к сокращению срока службы протекторов за счет ускорения их износа. Кроме того, во время движения в значительной мере возрастает вибрационная нагрузка на компоненты подвески и рулевого управления. Первым признаком нарушения балансировки колес является возникновение заметных вибраций, особо заметных при определенных скоростях движения (обычно в районе 80 км/ч [50 миль/ч]). Если вибрация передается главным образом на рулевое колесо, следовательно имеет место нарушение балансировки лишь передних колес. При кузовной вибрации следует отбалансировать все колеса автомобиля. Балансировка колес должна производиться в условиях шиномонтажной мастерской.
Визуальная проверка степени износа протектора |
| Входящие в стандартную комплектацию автомобилей марки Skoda Felicia колеса обычно оборудованы встроенными индикаторами износа протекторов. Индикаторы представляют собой цветные полоски резины( В), вмонтированные в среднюю часть протектора и проявляющиеся при износе последнего до остаточной глубины узора ниже 1.6 мм. Местоположение индикаторов на протекторе определяется по треугольным меткам, нанесенным боковую поверхность шины (А). | | |
Измерение остаточной глубины протектора вручную |
| Альтернативно, степень износа протектора может быть определена путем измерения остаточной глубины его узора при помощи специального щупа, приобрести который можно сравнительно недорого практически в любом магазине автомобильных аксессуаров. | | |
Проверка давления накачки шин |
| Проверка давления накачки шин должна производиться регулярно и на холодных колесах. Выполнение корректировки давления сразу после завершения поездки, когда колесо еще не остыло, приведет лишь к нарушению требуемых параметров. | | |
Типичные примеры износа протекторов Плечевой износ | Равномерный плечевой износ протектора (одинаковый с обеих его сторон) обычно определяется чрезмерным прогибом шины в результате слишком слабого давления ее накачки и сопровождается перегревом шины, снижением сцепления с дорожным покрытием и сокращением срока службы колеса, не говоря уже о повышенной опасности разрыва шины во время движения. Проверьте и откорректируйте давление накачки шин. Односторонний плечевой износ протектора чаще всего оказывается связан с нарушением углов установки колеса. Следует без промедления проверить геометрические параметры подвески и произвести соответствующие исправления. Еще одной из причин плечевого износа протектора является слишком резкая манера вождения - снижайте скорость на поворотах! | |