Снятие
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения зубчатого ремня. Если при установке зубчатый ремень будет вращаться в другую сторону, это приведет к его разрушению. |
Двигатель TU3JP
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.
Поддержите двигатель домкратом через деревянную проставку таким образом, чтобы вес двигателя воспринимался домкратом.
Снимите правую верхнюю опору двигателя.
Снимите с коленчатого вала шкив привода навесных агрегатов.
Снимите кожухи зубчатого ремня.
Рис. 3.35. Использование специального приспособления (1) для фиксации маховика двигателя от проворачивания |
Проворачивая коленчатый вал двигателя в направлении рабочего вращения, установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ специальным приспособлением 1 ( рис. 3.35), зафиксировав маховик двигателя от проворачивания.
Рис. 3.36. Элементы фиксации и натяжения зубчатого ремня: 1 — гайка; 2 — натяжной ролик; 3 — специальный штифт; 4 — зубчатый ремень |
Зафиксируйте распределительный вал при помощи специального штифта 3 ( рис. 3.36).
Рис. 3.33. Расположение нижнего болта (1) крепления генератора и болта (2) регулировки натяжения ремня на двигателе TU5JP4 |
Рис. 3.37. Механизм регулировки натяжения зубчатого ремня двигателя TU3JP: 1 — регулировочный эксцентрик с шестигранной головкой; 2 — метка окончательного натяжения ремня; 3 — метка предварительного натяжения ремня; 4 — указатель |
Ослабьте момент затяжки гайки 1 (см. рис. 3.33), удерживающую натяжной ролик 2, затем с помощью регулировочного эксцентрика 1 ( рис. 3.37) отодвиньте на 6 щелчков в горизонтальном направлении в сторону водяного насоса натяжной ролик, в результате чего ослабится натяжение зубчатого ремня.
Снимите зубчатый ремень 4 (см. рис. 3.36).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не проворачивайте коленчатый вал двигателя при снятом зубчатом ремне, так как поршни могут удариться о клапаны. |
Двигатель TU5JP4
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Снимите правое переднее колесо.
Снимите грязезащитный щиток двигателя.
Снимите ремень привода навесных агрегатов.
Выверните центральный болт и снимите с коленчатого вала ременной шкив привода навесных агрегатов.
Поддержите двигатель домкратом с платформой и стойками таким образом, чтобы вес двигателя воспринимался домкратом.
Выверните болты и снимите правую опору 1 (см. рис. 3.15) двигателя в сборе.
Снимите верхний и нижний кожухи зубчатого ремня.
Проворачивая коленчатый вал двигателя в направлении рабочего вращения, установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ и специальным приспособлением зафиксируйте маховик двигателя от проворачивания.
Зафиксируйте распределительные валы при помощи специальных штифтов.
Рис. 3.38. Положения механизма натяжения зубчатого ремня на двигателе TU5JP4: 1 — зубчатый ремень; 2 — указатель; 3 — шестигранная головка; 4 — болт крепления натяжного ролика; А — положение максимального ослабления натяжения зубчатого ремня; В — положение нормального натяжения зубчатого ремня; С — положение максимального натяжения зубчатого ремня |
Выверните болт 4 ( рис. 3.38) крепления натяжного ролика зубчатого ремня.
За шестигранную головку 3 поверните натяжной ролик по часовой стрелке до совмещения указателя с меткой А, при этом произойдет максимальное ослабление натяжения зубчатого ремня. Зафиксируйте натяжной ролик в этом положении.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Запрещается поворачивать натяжной ролик зубчатого ремня на полный оборот. |
Снимите зубчатый ремень.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ 1. Не перекручивайте и не перегибайте зубчатый ремень. Исключите попадание на зубчатый ремень масла, охлаждающей жидкости или топлива. 2. Если произошло выкрашивание зубьев зубчатого ремня, возможно, заклинило водяной насос, масляный насос или распределительный вал. 3. Разрыв зубчатого ремня на работающем двигателе может быть вызван ударом поршней о клапаны, в результате чего клапаны могут деформироваться. 4. Проверьте зазоры клапанов. На деформированных клапанах они будут значительно больше требуемых. 5. Если наружная поверхность зубчатого ремня значительно изношена или расслоена, проверьте состояние беговой дорожки холостых шкивов. Если износ или повреждение обнаружены только на одной стороне ремня, проверьте направляющую зубчатого ремня и выравнивание шкивов зубчатого ремня. При наличии любых дефектов на зубчатом ремне его необходимо заменить. 6. Ранее снятый ремень устанавливают в соответствии с нанесенными метками. |
ПРИМЕЧАНИЕ Если необходимо провернуть распределительный вал при снятом зубчатом ремне, коленчатый вал не должен находиться в положении ВМТ поршня первого цилиндра, так как может произойти соударение поршней об открытые клапана и двигатель будет поврежден. Для этого отметьте положение и поверните коленчатый вал на четверть оборота в одну или другую сторону. |
Установка
Двигатель TU3JP
Проверьте плавность и равномерность вращения натяжного ролика.
Проверьте, что маховик и шкив распределительного вала зафиксированы в определенном положении.
Установите новый ремень, удерживая сильно натянутой ветвь ремня между шкивом коленчатого вала и шкивом распределительного вала, выполняя действия в следующем порядке:
— шкив коленчатого вала;
— шкив распределительного вала;
— шкив привода водяного насоса;
— натяжной ролик.
Снимите специальные приспособление и штифт, фиксирующие от проворачивания маховик и распределительный вал.
За шестигранную головку регулировочного эксцентрика 1 (см. рис. 3.37) поверните натяжной ролик против часовой стрелки, чтобы указатель 4 совместился с меткой 2. Удерживая ролик в этом положении, затяните гайку 1 (см. рис. 3.36) моментом 20 Н•м.
Поверните коленчатый вал двигателя на 10 оборотов по часовой стрелке до момента установки поршня 1-го цилиндра в ВМТ.
Специальным приспособлением зафиксируйте маховик двигателя от проворачивания 1 (см. рис. 3.35).
При правильной установке газораспределительного механизма специальный штифт 3 (см. рис. 3.36) должен зафиксировать шкив распределительного вала.
Удерживая в прежнем положении ролик 2, ослабьте гайку 1.
За шестигранную головку 1 (см. рис. 3.37) регулировочного эксцентрика поверните натяжной ролик по часовой стрелке так, чтобы указатель 4 совместился с меткой 2 окончательного натяжения ремня.
Удерживая ролик в этом положении, затяните гайку 1 (см. рис. 3.36) моментом 20 Н•м.
Снимите специальное приспособление, фиксирующее от проворачивания маховик.
Проверьте положение указателя 4 (см. рис. 3.37).
Если указатель 4 не совмещен с меткой 2 окончательного натяжения ремня, необходимо ослабить гайку крепления натяжного ролика и повторить операции по натяжению зубчатого ремня.
Поверните коленчатый вал двигателя на два оборота по часовой стрелке до момента установки поршня 1-го цилиндра в ВМТ.
Проверьте правильность установки механизма газораспределения, зафиксировав маховик и шкив распределительного вала в определенном положении с помощью специального приспособления 1 (см. рис. 3.35) и штифта 3 (см. рис. 3.36). В противном случае повторите операции по натяжению зубчатого ремня.
Установите на место кожухи зубчатого ремня.
Установите на место шкив привода вспомогательных агрегатов и закрепите его болтом, затянув его моментом 25 Н•м.
Установите правую верхнюю опору двигателя и ремень привода вспомогательных агрегатов.
Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
Двигатель TU5JP4
Убедитесь, что направляющие ролики 1 и 2 ( рис. 3.39) вращаются плавно и равномерно.
На обратную сторону зубчатого ремня нанесены три метки С, D и E (см. рис. 3.38), расположенные напротив зубьев 1, 52 и 72. Метки представляют собой нанесенные белой краской штрихи на обратной стороне зубчатого ремня напротив соответствующих зубьев.
Установите зубчатый ремень.
Совместите метку С зубчатого ремня с канавкой F ( рис. 3.40) шкива коленчатого вала.
Рис. 3.41. Направление установки специального приспособления (1) на шкив зубчатого ремня коленчатого вала |
Для поддержания зубчатого ремня установите на шкив коленчатого вала специальное приспособление 1 ( рис. 3.41).
За шестигранник 3 (см. рис. 3.38) поверните против часовой стрелки натяжной ролик, пока указатель 2 не установится в положение С максимального натяжения зубчатого ремня, и в этом положении затяните болт крепления натяжного ролика моментом 10 Н•м.
Снимите специальные приспособления, фиксирующие от проворачивания маховик и шкивы распределительных валов.
Поверните коленчатый вал двигателя на четыре оборота по часовой стрелке до момента установки поршня 1-го цилиндра в ВМТ и специальным приспособлением зафиксируйте маховик двигателя от проворачивания.
Ослабьте болт крепления натяжного ролика.
За шестигранник 3 (см. рис. 3.38) поверните против часовой стрелки натяжной ролик, пока указатель 2 не установится в положение В нормального натяжения зубчатого ремня, и в этом положении затяните болт крепления натяжного ролика моментом 22 Н•м.
Снимите специальное приспособление, фиксирующее от проворачивания маховик.
Поверните коленчатый вал двигателя на два оборота по часовой стрелке до момента установки поршня 1-го цилиндра в ВМТ и проверьте положение натяжного ролика, который может отклоняться на величину ± 2,0 мм по отношению к тому положению, в котором он был ранее затянут. В противном случае повторите операции по регулировке натяжения зубчатого ремня.
Проверьте правильность установки механизма газораспределения, зафиксировав маховик и шкивы распределительных валов в определенном положении с помощью специальных приспособлений. В противном случае повторите операции по натяжению зубчатого ремня.
Снимите специальные приспособления, фиксирующие от проворачивания маховик и шкивы распределительных валов.
Установите на место кожухи зубчатого ремня.
Установите на коленчатый вал шкив ремня привода навесных агрегатов и закрепите его болтом, затянув его моментом 25 Н•м.
Установите ремень привода вспомогательных агрегатов и отрегулируйте его натяжение.
Установите правую опору двигателя, грязезащитный щиток двигателя и правое переднее колесо.
Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.