Установите на свои места втулку привода масляного насоса и звездочку привода коленчатого вала вместе с их шпонками. Шпоночные пазы должны при этом находиться в положении «12 часов», а метка на звездочке должна находиться в положении «от двигателя».
Установите на место успокоитель цепи привода промежуточной звездочки. Установите цепь привода промежуточной звездочки так, чтобы звено серебристого цвета располагалось против метки на звездочке коленчатого вала, находящейся в положении «7 часов» ( рис. 2.23).
Рис. 2.24. Зона нанесения слоя герметика на переднюю крышку привода распределительных валов и места установки уплотнительных колец |
Нанесите слой герметика на привалочную поверхность передней крышки привода распределительных валов. Убедитесь в наличии на своих местах двух уплотнительных колец ( рис. 2.24). Установите на место переднюю крышку привода распределительных валов, следя за тем, чтобы втулка привода масляного насоса вошла в крышку.
Установите переднюю крышку, затянув ее болты: короткие моментом 0,6—0,9 кгс·м, длинные моментом 1,6—2,2 кгс·м (см. рис. 2.22).
Поставьте на место правый кронштейн подвески двигателя (момент затяжки болтов 4,4—5,6 кгс·м), после чего уберите подпорку из-под двигателя.
Установите на место маслоприемник с новым уплотнительным кольцом. Нанесите слой герметика на привалочную поверхность масляного картера. Установите его на место и затяните крест-накрест болты крепления. На автомобилях с автоматической коробкой передач установите нижнюю защитную крышку гидротрансформатора. Установите противовибрационные распорки на силовой агрегат. Установите на место нижнюю поперечину и затяните ее болты моментом 7,9—10,0 кгс·м. Установите приемную трубу глушителей с новой прокладкой. Запрессовать при помощи оправки соответствующего диаметра новый манжету коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом. Установите шкив на коленчатый вал. Вставьте и затяните моментом 13,5—15,5 кгс·м болт крепления шкива, смазав его моторным маслом.
Установите промежуточную звездочку так, чтобы метка на большой звездочке находилась в положении «1 час» ( рис. 2.25) и располагалась против звена цепи серебристого цвета. В этом положении метка на промежуточной звездочке должна находиться на расстоянии 40 звеньев от метки на звездочке коленчатого вала. Установите цепь привода распределительных валов на малую промежуточную звездочку и совместите звено цепи золотистого цвета с меткой, которая находится в положении «4 часа». Установите ось промежуточной звездочки. Убедитесь в наличии установочных втулок на блоке цилиндров. Уложите новую прокладку головки на блок цилиндров. Установите на место головку блока цилиндров с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Вставьте болты крепления головки блока цилиндров с шайбами. Предварительно смажьте моторным маслом резьбовую часть болтов и внутреннюю поверхность головок болтов. Фаски на шайбах должны быть направлены к головкам болтов.
В последовательности, показанной на рис. 2.21, затяните болты заданным моментом.
Рис. 2.15. Маркировка распределительных валов: 1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — распределительный вал выпускных клапанов |
Рис. 2.26. Установка распределительных валов по меткам: 1 — вал впускных клапанов; 2 — вал выпускных клапанов |
Рис. 2.16. Порядок установки и маркировки крышек корпусов подшипников распределительных валов: 1 — номер крышки; 2 — стрелка, направленная в сторону привода распределительных валов |
Затяните болт крепления промежуточной звездочки. Установите распределительные валы, обращая внимание на их маркировку ( рис. 2.15).
Штифт распределительного вала впускных клапанов должен быть установлен на 10—11° ниже положения «9 часов», а штифт вала выпускных клапанов установите на «12 часов» ( рис. 2.26). Смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительных валов и установите крышки в соответствии с рис. 2.16, затем затяните болты крепления крышек в последовательности, показанной на рис. 2.27.
Нанесите слой герметика на стыковочную поверхность дополнительной опоры распределительного вала выпускных клапанов со стороны распределителя зажигания. В случае разборки клапанного механизма необходимо проверить зазоры в механизме привода клапанов. Вставьте звездочки распределительных валов в цепь привода распределительных валов (метка на звездочке должна быть обращена «от двигателя») и совместите метки на каждой звездочке с серебристыми звеньями цепи. Наденьте звездочки на носки распределительных валов и установите их штифты в пазы. Вставьте и затяните предварительно смазанные моторным маслом болты крепления звездочек. Установите на место натяжитель цепи привода распределительных валов. Для облегчения установки натяжителя заблокируйте его плунжер при помощи металлического стержня подходящего диаметра ( рис. 2.28). После установки выньте стержень для разблокировки натяжителя. Установите натяжитель цепи привода промежуточной звездочки полукруглой выемкой вниз. Поверните на два оборота коленчатый вал двигателя и верните его в точку начальной установки (поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия).
По рис. 2.29 проверьте точность установки распределительных валов и цепей их привода по количеству звеньев цепей между указанными на рисунке метками.
Нанесите спой герметика на привалочную поверхность и установите переднюю крышку головки блока цилиндров. Нанесите слой герметика на привалочную поверхность корпуса термостата и установите термостат. Установите шкив привода насоса охлаждающей жидкости. Установите на место распределитель зажигания ( рис. 2.30) и еще раз проверьте, чтобы поршень в 1-м цилиндре находился в ВМТ такта сжатия (выступы кулачков направлены вверх), а метки, сделанные при снятии, совпадали (ротор находится в положении «5 часов»). Установите на место крышку распределителя зажигания и подсоедините к ней провода. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в механизме привода клапанов. Установите крышку головки блока цилиндров с новой прокладкой. Вверните свечи зажигания и подсоедините к ним провода. Установите скобу кронштейна головки блока цилиндров. Установите кронштейн впускного трубопровода. Уложите жгуты электропроводов. Состыкуйте разъединенные электроразъемы. Выполните оставшиеся операции в порядке, обратном снятию. Заполните охлаждающей жидкостью систему охлаждения. Проверьте уровень масла и других жидкостей. Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек и нормальной работе агрегатов.