Проверка уровней жидкостей, контроль утечек
| Ниже описан порядок процедуры, производимых на ежемесячной основе. Описание проверок уровней прочих жидкостей можно найти далее в соответствующих Разделах, посвященных конкретным процедурам обслуживания. Вне зависимости от оговоренных Графиком интервалов, старайтесь не оставлять без внимание факты появления потеков жидкостей под автомобилей, - подобные признаки указывают на наличие подлежащих незамедлительному устранению неисправностей. |
| При проверке уровня любой рабочей жидкости автомобиль должен располагаться строго горизонтально! |
Жидкости являются неотъемлемой составной частью систем смазки, охлаждения, торможения и омывания стекол. Ввиду нормального расходования и тенденции к загрязнению в процессе эксплуатации автомобиля, следует периодически производить проверки состояния/уровней и замену рабочих жидкостей, - ознакомьтесь с требованиями Спецификаций к типам применяемых составов и объемам заполнения соответствующих систем.
Двигательное масло
Визуальный контроль утечек
|
- При заметном замасливании силового агрегата и большом расходе масла внимательно осмотрите места наиболее вероятного развития утечек:
- Уплотнительный элемент крышки заливной горловины двигательного масла, - проверьте на наличие трещин и прочих механических повреждений;
- Компоненты системы вентиляции картера (в частности, - вентиляционный шланг, идущий от крышки головки цилиндров к впускному воздуховоду);
- Прокладка крышки(ек) головки цилиндров;
- Прокладка головки(ок) цилиндров;
- Уплотнительный элемент сливной пробки поддона картера двигателя;
- Прокладка масляного фильтра, - внимательно изучите место прилегания фильтра к посадочному фланцу;
- Прокладка поддона картера;
- Передний и задний сальники коленчатого вала.
- Заверните генератор в полиэтилен, опрыскайте двигатель обычным холодным очистителем, - затем, через непродолжительное время, - промойте агрегат на автомойке.
- Стыки сопрягаемых поверхностей и уплотнительные элементы силового агрегата присыпьте снаружи известью или тальком.
- Проверьте уровень масла, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку (см. ниже).
- В ходе короткой (порядка 30 км) поездки (желательно по скоростной трассе) прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры, - горячее масло отличается повышенной текучестью и легче просачивается через неплотности.
- Запаркуйте автомобиль в безопасном месте и, подсвечивая себе лампой, исследуйте двигатель с целью локализации источников утечек масла. Устраните причины развития утечек.
| |
Проверка уровня
|
| Максимальный допустимый расход двигательного масла составляет 1л/1000 км, реальный уровень потребления масла зависит от манеры вождения, - частое движение с высокими оборотами двигателя ведет к увеличению расхода масла. Информация по принципу функционирования контрольной лампы уровня двигательного масла приведена в Разделе Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы. | - Об опасном падении уровня двигательного масла водителя предупреждает встроенная в сборку замка зажигания контрольная лампа (см. Раздел Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы). Датчик уровня/температуры/качества масла помещается под автомобилем, в правом переднем углу поддона картера двигателя (см. сопр. иллюстрацию).
| На моделях ML 230 используется датчик-выключатель уровня масла (S43). | - Проверка уровня двигательного масла производится при помощи измерительного щупа, продетого в направляющую трубку и опускаемого в двигатель до нижней точки поддона его картера. Проверка уровня масла должна производиться перед первой в текущий день поездкой, либо спустя порядка 5 минут после остановки двигателя. Если выполнить проверку немедленно после выключения двигателя, результаты ее не будут адекватно отражать ситуацию, так как часть масла окажется распределенной по внутренним галереям и компонентам двигателя.
| Проверка уровня двигательного масла | - Извлеките измерительный щуп из направляющей трубки и насухо протрите его лезвие чистой ветошью или бумажным полотенцем. Заправьте щуп обратно в трубку до упора, затем вновь извлеките. Осмотрев лезвие щупа, оцените величину смоченного маслом участка. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками на лезвии щупа. В случае необходимости долейте в двигатель соответствующее количество масла требуемого сорта.
| Уровень масла должен находиться между нижней (MIN) и верхней (МАХ) отметками на лезвии измерительного щупа | - Опускание уровня за пределы нижней границы допустимого диапазона ведет к развитию масляного голодания двигателя, чреватого серьезными механическими повреждениями последнего. Старайтесь также не переливать масло выше верхней отметки, так как это может привести к забрасыванию свечей зажигания или выходу из строя сальников силового агрегата в результате чрезмерного повышения давления.
- Для того чтобы залить масло в двигатель необходимо снять резьбовую крышку заливной горловины. Во избежание разбрызгивания масла во время заправки его в двигатель воспользуйтесь воронкой, либо масленкой с длинным носиком. Залив масло, наверните и прочно затяните крышку заливной горловины, затем запустите двигатель и внимательно осмотрите на наличие признаков утечек сливную пробку и сопрягаемую с блоком поверхность масляного фильтра. Заглушите двигатель, обождите 5-10 минут, в течение которых масло сольется в поддон, затем еще раз проверьте его уровень.
| Избыток масла необходимо слить или откачать из картера, - чрезмерный уровень двигательного масла может явиться причиной выхода из строя каталитического преобразователя. Проследите за надежностью затягивания крышки заливной горловины. | - Проверка уровня моторного масла является важной профилактической процедурой обслуживания двигателя. Постоянное снижение уровня свидетельствует о наличии утечек масла в результате выхода из строя сальников, повреждения уплотнительных прокладок, износа поршневых колец или направляющих втулок клапанов. Если масло по цвету или консистенции напоминает молоко, либо в нем присутствуют капли воды, это говорит о возможном повреждении прокладки головки цилиндров, либо образовании трещин в теле головки(ок) или блока. Проверка должна быть произведена без промедления. Во время измерения уровня масла всегда проверяйте также его состояние. Большим и указательным пальцами снимите с лезвия щупа следы масла, - в случае присутствия в нем мелких металлических частиц масло подлежит замене (см. Раздел Замена двигательного масла и масляного фильтра).
| |
Охлаждающая жидкость двигателя
|
| Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода. Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре, без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь с местными властями, - во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю! | | В последнее время были разработаны нетоксичные сорта антифриза, тем не менее, они также должны утилизироваться в организованном порядке. | - Все автомобили, рассматриваемые в данном Руководстве, оборудованы системой охлаждения компенсационного типа, работающей при избыточном давлении. Белый пластиковый расширительный бачок расположен в двигательном отсеке и соединен шлангом с радиатором. По мере разогрева двигателя в процессе его работы расширяющаяся охлаждающая жидкость заполняет бачок. При остывании двигателя охлаждающая жидкость автоматически поступает обратно в систему охлаждения, что обеспечивает поддержания постоянного значения его уровня. Об опасном падении уровня охлаждающей жидкости водителя предупреждает включенная в состав комбинации приборов контрольная лампа (см. Раздел Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы). Датчик-выключатель уровня охлаждающей жидкости помещается в нижней части расширительного бачка системы охлаждения.
- Проверка уровня охлаждающей жидкости в резервуаре должна производиться регулярно, при строго горизонтальном положении автомобиля и выключенном двигателе. В холодном состоянии уровень охлаждающей жидкости должен доходить до отметки «COLD LEVEL», нанесенной на полупрозрачную стенку бачка. После разогрева двигателя уровень охлаждающей жидкости поднимается еще приблизительно на 1.0 -1.5 см. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, - добавляйте только жидкость требуемого состава (см. Спецификации).
- Совершив на автомобиле короткую поездку, еще раз измерьте уровень охлаждающей жидкости, - незначительная корректировка может быть произведена путем доливания дистиллированной воды, однако, следует помнить, что частые добавления воды приводят к разжижению антифриза, поэтому разумнее всегда доливать в систему смесь требуемого состава.
- Регулярно возникающая необходимость в корректировке уровня охлаждающей жидкости свидетельствуют о наличии ее утечек (внешних или внутренних), - внимательно изучите внешнее состояние радиатора, соединительных шлангов, крышки заливной горловины, сливных пробок и водяного насоса (см. Раздел Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости, замена жидкости). Если выявить источник утечки не удается, проверьте герметичность посадки крышек расширительного бачка и радиатора в условиях СТО.
- Снятие крышек компонентов системы охлаждения должно производиться после полного остывания двигателя. Оберните крышку ветошью и отверните ее до первой точки ослабления сопротивления, - если при этом из-под крышки начнет вырываться пар или охлаждающая жидкость, дайте двигателю еще немного остыть, и лишь затем окончательно снимайте крышку.
- Необходимо также проверять состояние охлаждающей жидкости, она должна быть относительно чистой. Если жидкость имеет красновато-бурую окраску, ее необходимо слить, затем промыть тракт системы охлаждения и заполнить его свежей смесью требуемого состава. Даже если охлаждающая жидкость выглядит нормально, входящие в ее состав ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность, поэтому замену в любом случае следует производить в соответствии с Графиком текущего обслуживания.
- Проверка сопротивляемости охлаждающей жидкости замерзанию производится при помощи ареометра.
| |
Тормозная жидкость
|
| Тормозная жидкость может причинить вред Вашим глазам и повредить окрашенные поверхности автомобиля, поэтому будьте крайне осторожны при обращении с ней. Не пользуйтесь тормозной жидкостью, которая долгое время стояла открытой, или которой больше одного года. Тормозная жидкость имеет свойство поглощать влагу из воздуха, что может привести к опасной потере эффективности тормозной системы. Используйте только рекомендованный тип тормозной жидкости. Смешивание различных типов жидкости может привести к отказу тормозной системы. | - Главный цилиндр тормозной системы установлен в заднем левом углу двигательного отсека. О падении уровня тормозной жидкости водителя предупреждает срабатывание встроенной в комбинацию приборов контрольной лампы (см. Раздел Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы), поплавковый датчик-выключатель которой встроен в крышку резервуара главного тормозного цилиндра (ГТЦ).
| Датчик-выключатель уровня тормозной жидкости встроен в крышку резервуара ГТЦ | - Уровень тормозной жидкости проверяется визуально и должен находиться между отметками «MAX» и «MIN», нанесенными на полупрозрачные стенки резервуара ГТЦ. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, долив требуемое количество свежей жидкости через горловину резервуара, - перед отворачиванием крышки протрите резервуар снаружи во избежание попадания в гидравлический тракт грязи.
| Не следует заливать в резервуар чрезмерное количество жидкости. | - При снятой крышке проверьте жидкость и стенки резервуара ГТЦ на наличие признаков загрязнения. В случае выявления присутствия частиц ржавчины, грязи или капель воды, жидкость следует заменить с последующей «прокачкой» тормозной системы.
- Закончив корректировку/замену, проследите за ровностью посадки и надежностью затягивания крышки резервуара.
- Постепенное опускание уровня жидкости в резервуаре ГТЦ связано с износом тормозных колодок. Необходимость в добавлении жидкости отсутствует, если ее уровень не опускается ниже отметки «MIN», - в случае необходимости проверьте состояние фрикционных накладок колодок, - замена колодок приведет к автоматическому выравниванию уровня.
- Если необходимость в корректировке уровня тормозной жидкости возникает регулярно, следует без тщательно проверить гидравлический тракт тормозной системы на наличие признаков развития утечек, - внимательно обследуйте состояние суппортов/колесных цилиндров, ГТЦ, тормозных трубок, шлангов и их штуцерных соединений, (см. Разделы Проверка тормозной системы и Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек).
- При опускании уровня жидкости в резервуаре ГТЦ ниже отметки «MIN» тормозную систему следует «прокачать» (см. Главу Тормозная и вспомогательные системы).
| |
Жидкость системы гидроусиления руля (ГУР)
|
| Если уровень жидкости в резервуаре опустился ниже зоны, соответствующей текущему температурному диапазону, рулевое управление с гидравлическим усилителем рулевого механизма необходимо проверить в специализированной мастерской, поскольку имеет место потеря жидкости, - простой корректировки уровня в данном случае будет недостаточно! | Проверка уровня жидкости ГУР производится при температуре порядка 20°С. Уровень жидкости должен находиться между отметками «MIN» и «МАХ» на стенках резервуара системы гидроусиления руля. Полный объем резервуара составляет 1.2 л. | |
Жидкость омывания стекол/линз фар
|
| Концентрат стеклоомывающего средства легко воспламеняем! При обращении с концентратом стеклоомывающего средства применение огня, открытого пламени и курение запрещаются. | - Резервуар жидкости омывания стекол установлен в левом переднем углу двигательного отсека, позади левой блок-фары и оборудован заливной горловиной с крышкой байонетного типа. Вместимость резервуара составляет порядка 7.6 л (см. Спецификации).
| Местоположение резервуара жидкости омывания стекол/линз фар в двигательном отсеке (для всех моделей) | - О падении уровня жидкости водителя предупреждает срабатывание встроенной в комбинацию приборов контрольной лампы, - датчик-выключатель контрольной лампы вмонтирован в верхнюю часть резервуара омывающей жидкости.
- В районах с умеренным климатом систему можно заправить обычной водой, но рекомендуется добавлять в воду средства для мытья стекол (летний концентрат МВ имеет маркировку S). Резервуар должен заполняться не более чем на две трети, чтобы оставалось свободное пространство на случай расширения воды при замерзании. В районах с холодными климатическими условиями следует использовать специальный концентрат для омывания ветрового стекла (маркировка W), снижающий точку замерзания жидкости, который можно приобрести в любом магазине автомобильных аксессуаров. Обычно он продается в концентрированном или готовом виде. Если Вы приобрели концентрированный антифриз, смешайте его с водой в соответствии с инструкцией производителя на упаковке.
| Не используйте антифриз системы охлаждения - он повредит окрашенные поверхности автомобиля! | | |