Поршни изготовлены из специального алюминиевого сплава. На каждом поршне выполнены звездообразная камера сгорания 1 ( рис. 47) и два круглых углубления для головок клапанов. Горловина форкамеры выступает в камеру сгорания поршня. Две круглые выемки (см. рис. 47) предназначены для тарелок клапанов. С их помощью исключаются удары поршня о клапаны.
На каждом поршне устанавливаются по три кольца. Верхние два кольца — компрессионные, они препятствуют прорыву газов от сгораемого топлива в картер двигателя. Нижнее кольцо — маслосъемное и предназначено для снятия масла со стенок цилиндров, чтобы исключить его попадание в зону горения топлива. Верхнее кольцо имеет прямоугольное сечение, среднее кольцо снабжено внутренней фаской, а маслосъемное кольцо имеет хромированную наружную поверхность. Только в такой последовательности установки поршневые кольца способны выполнять свои функции. Шатуны соединяют поршни с коленчатым валом. Поршневой палец соединяет поршень с шатуном.
После снятия крышек шатунных подшипников и вкладышей поршни с шатунами можно выталкивать из блока цилиндров вверх с помощью рукоятки молотка. Перед выполнением этих работ необходимо точно соблюдать следующие ниже инструкции, касающиеся маркировки и монтажного положения деталей.
Рис. 48. Обозначения на днищах поршней (стрелки В) и блоке цилиндров (стрелки А), указывающие на размерные группы диаметров поршней |
Поршни и цилиндры подразделяются на три размерные группы в пределах определенных допусков и имеют буквенные обозначения А, Х и В. Эти обозначения выбиты на блоке цилиндров, рядом с гильзой цилиндра, как показано стрелками А на рис. 48. Размерная группа поршней должна соответствовать маркировке, нанесенной рядом с цилиндрами.
Кроме буквенных обозначений на днищах поршней выбиты также 7-я и 8-я цифры номера запасной части. Помимо этого на каждый поршень нанесена стрелка с надписью «Vorn» («Перед») для указания монтажного положения поршней.
Для ремонта поставляются поршни исключительно с обозначением Х. Эти поршни могут использоваться на двигателях с обозначениями цилиндров А либо В.
Если возникает необходимость в проведении хонингования цилиндров, то они должны быть отшлифованы до размерной группы поршней Х с учетом предписанного рабочего зазора.
Каждый поршень и его шатун необходимо снабдить меткой номера цилиндра, из которого они были демонтированы. Это лучше всего проделать краской на днищах поршней, одновременно можно нанести и стрелки для указания монтажного положения поршней, так как заводские стрелки могут быть не видны под слоем нагара.
При демонтаже поршня с шатуном необходимо обязательно пометить монтажное положение крышки шатунного подшипника, а после снятия поршня с шатуном — сразу же нанести маркировку с обозначением номера цилиндра. Это можно выполнить кернером (одна метка кернера — первый цилиндр, две метки — второй цилиндр и т.д.), как показано на рис. 49.
Вкладыши подшипников следует маркировать с указанием шатуна и крышки шатунного подшипника. Верхние вкладыши имеют отверстия для смазки поршневого пальца.
Шатунные вкладыши могут иметь различные диаметры. С нижней стороны крышек шатунных подшипников кернером нанесена маркировка — одна или две метки ( рис. 50). При наличии одной метки следует устанавливать вкладыши с голубой маркировкой, нанесенной с боковой стороны вкладыша. При наличии двух меток, как показано на рисунке, следует устанавливать вкладыши без цветной маркировки.
Шейки коленчатого вала могут подвергаться четырехкратной шлифовке. Соответственно должны устанавливаться надлежащие вкладыши подшипников, которые выпускают ремонтных размеров, отличающихся на 0,25 мм.
Снять крышки подшипников и вкладыши, вытолкнуть из цилиндров поршни с шатунами. При необходимости удалите с помощью шабера поясок нагара, образовавшийся в верхней части цилиндров.
После снятия стопорных колец вытолкнуть поршневой палец. Надрезы в бобышках поршня позволяют воспользоваться отверткой (жало отвертки необходимо вставлять рядом со стыком стопорного кольца) либо тонким бородком для снятия стопорных колец поршневого пальца ( рис. 51). Выпрессовку поршневого пальца проводить подходящей оправкой.
Снять поочередно поршневые кольца с использованием специальных щипцов, как показано на рис. 52. Если поршневые кольца подлежат повторному использованию, то их следует соответствующим образом промаркировать. Если у вас нет щипцов для снятия поршневых колец, то можно воспользоваться металлическими пластинами, вставленными под поршневые кольца с противоположных сторон, как показано на рис. 53. Одна из пластин обязательно должна быть вставлена под поршневое кольцо в зоне замка, чтобы не поцарапать поршень. На рис. 54 показаны детали после разборки поршня с шатуном.
Рис. 54. Поршень и шатун после разборки: 1 — поршневые кольца; 2 — стопорные кольца поршневого пальца; 3 — поршень; 4 — поршневой палец; 5 — шатун; 6 — подшипниковая втулка в верхней головке шатуна; 7 — болты крепления крышки шатунного подшипника; 8 — верхний вкладыш шатунного подшипника; 9 — нижний вкладыш шатунного подшипника; 10 — крышка шатунного подшипника |