Особенности конструкции
Рис. 7.33. Стартер 35.3708: 1 – вал якоря; 2 – втулка крышки стартера; 3 – ограничительное кольцо хода шестерни; 4 – шестерня привода с внутренним кольцом обгонной муфты; 5 – упорное полукольцо; 6 – ролик обгонной муфты; 7 – кожух обгонной муфты; 8 – ось рычага привода; 9 – заглушка; 10 – тяга якоря реле; 11 – рычаг привода; 12 – крышка со стороны привода; 13 – возвратная пружина якоря реле; 14 – якорь реле стартера; 15 – передний фланец реле; 16 – удерживающая обмотка реле; 17 – втягивающая обмотка реле; 18 – шток якоря; 19 – сердечник реле; 20 – фланец сердечника; 21 – контактная пластина; 22 – крышка реле; 23 – контактные болты реле; 24 – крышка со стороны коллектора; 25 – щеткодержатель положительной щетки; 26 – втулка крышки стартера; 27 – регулировочная шайба осевого свободного хода якоря; 28 – стопорная шайба; 29 – стяжной болт; 30 – кожух; 31 – вывод сериесных катушек обмотки статора; 32 – торцовый коллектор; 33 – сериесная катушка обмотки статора; 34 – полюс статора; 35 – корпус стартера; 36 – сердечник якоря; 37 – ограничительный диск; 38 – поводковое кольцо; 39 – ступица с наружным кольцом обгонной муфты; 40 – вкладыш ступицы |
На двигатель мод. 2106 устанавливают стартер 35.3708 ( рис. 7.33). При необходимости его можно заменить стартером СТ-221, отличающимся конструкцией коллекторного узла и обмоточными данными, но с теми же установочными и присоединительными размерами.
Стартер типа 35.3708 – это электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения, включаемый электромагнитным тяговым реле.
В корпусе 35 (см. рис. 7.33) закреплены четыре полюса 34 с обмотками возбуждения, три из которых сериесные (последовательные) и одна шунтовая (параллельная). Корпус и крышки 12 и 24 стянуты между собой двумя болтами 29. На валу 1 якоря установлен торцовый коллектор 32. Вал якоря вращается в металлокерамических втулках 2 и 26, запрессованных в крышки 12 и 24.
На спиральных шлицах переднего конца вала якоря установлен привод с шестерней 4 и роликовой обгонной муфтой. Шестерню 4 через рычаг 11 вводит в зацепление с зубчатым венцом маховика двухобмоточное тяговое реле.
Рис. 7.34. Схема соединений стартера с двигателем ВАЗ-2106: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – стартер; 3 – генератор; 4 – монтажный блок; 5 – замок зажигания; 6 – реле включения стартера |
Схема соединений стартера показана на рис. 7.34. При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи подается на обмотки тягового реле стартера (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
Технические характеристики стартера
Номинальное напряжение, В.....12
Номинальная мощность, кВт.....1,3
Потребляемый ток, А, не более:
при максимальной мощности.....290
в заторможенном состоянии......550
на холостом ходу.....60
Возможные неисправности стартера, их причины и методы устранения практически те же, что и для стартера 421.3708 двигателя мод. 331 (см. «Электрооборудование автомобиля модели 27171-020»). Специфической неисправностью стартера 35.3708 может быть многократное срабатывание и отключение тягового реле, вызванное обрывом или замыканием в удерживающей обмотке реле.
Контрольные проверки стартера
Контрольные проверки на стенде проводят так же, как для стартера 421.3708 331 (см. «Электрооборудование автомобиля модели 27171-020»). Отличие только в снимаемых характеристиках:
при проверке работоспособности контрольные включения проводят при тормозных моментах 2; 6 и 10 Н·м (0,2; 0,6 и 1 кгс·м);
при испытании на режиме полного торможения ток должен быть не более 550 А, напряжение не более 7 В, тормозной момент не менее 13,7 Н·м (1,4 кгс·м);
при испытании на режиме холостого хода потребляемый ток должен быть 60 А, при частоте вращения якоря (5000±1000) мин -1 и напряжении на клеммах стартера 11,5–12 В;
при проверке тягового реле толщина прокладки между ограничительным кольцом и шестерней должна быть 12,8 мм, а напряжение включения реле — не более 9 В.
Разборка стартера
1. Отверните гайку нижнего контактного болта 23 (см. рис. 7.33) тягового реле стартера и отсоедините от него вывод обмотки статора. Отверните гайки крепления тягового реле и снимите его, вынув хвостовик якоря 14 из паза рычага 11.
Рис. 7.35. Детали стартера 35.3708: 1 – крышка со стороны привода с промежуточным кольцом; 2 – резиновая заглушка; 3 – рычаг привода; 4 – тяговое реле; 5 – крышка со стороны коллектора; 6 – щетка; 7 – пружина щетки; 8 – защитный кожух; 9 – стопорное кольцо; 10 – регулировочная шайба; 11 – корпус; 12 – стяжной болт; 13 – якорь; 14 – изолирующая трубка; 15 – обгонная муфта с шестерней привода; 16 – ограничительное кольцо |
Отверните винты крепления и снимите защитный кожух 8 ( рис. 7.35).
2. Отверните винты крепления выводов обмотки статора к щеткодержателям, снимите пружины 7 и щетки 6.
3. Снимите с вала якоря стопорное кольцо 9, регулировочную шайбу 10 и плоскую шайбу.
4. Выверните стяжные болты 12 и отсоедините корпус 11 с крышкой 5 от крышки 1 с якорем 13 и приводом.
5. Выньте заглушку 2 из отверстия крышки 1, расшплинтуйте и выньте ось рычага 3 привода стартера, выньте из крышки рычаг и якорь 13 с приводом.
6. Сдвиньте в сторону привода ограничительное кольцо 16 и снимите с вала якоря освободившееся стопорное кольцо. Затем снимите с вала якоря ограничительное кольцо и привод.
При необходимости привод разбирают, сняв со ступицы обгонной муфты стопорную шайбу.
Для разборки тягового реле отверните гайки стяжных болтов реле, отпаяйте выводы обмоток от штекера «50» и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болте 23 (см. рис. 7.33), снимите крышку 22 реле и разъедините передний фланец 15 с сердечником. Затем выньте из сердечника шток 18 якоря.
После разборки продуйте детали стартера сжатым воздухом и протрите.
Проверка технического состояния и ремонт деталей и узлов
Проверяют техническое состояние и ремонтируют детали и узлы стартера 35.3708 так же, как детали и узлы стартера 421.3708 331 (см. «Электрооборудование автомобиля модели 27171-020»). Различие только в устройстве коллекторного узла — щетки заменяют при износе до высоты 12 мм, а усилие их прижатия должно быть (9,8±0,98) Н.
Сборка и регулировка стартера
Перед сборкой смажьте моторным маслом винтовые шлицы вала якоря и ступицы муфты, втулки обеих крышек и шестерню, смазкой Литол-24 – поводковое кольцо привода.
До начала сборки проверьте осевой свободный ход вала якоря, предварительно собрав вместе крышки, корпус, якорь и затянув стяжные болты. При этом якорь может быть без привода, а крышка 1 (см. рис. 7.35) – без рычага. Осевой свободный ход вала должен быть не более 0,5 мм. Свободный ход регулируют подбором толщины регулировочной шайбы 10.
Подобрав регулировочную шайбу, соберите стартер в порядке, обратном разборке.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не забудьте надеть пластмассовую трубку 14 на стяжной болт 12. |