Рис. 4.22. Маркировка колеса: 1 – завод-изготовитель; 2 – профиль обода; 3 – месяц изготовления; 4 – год изготовления |
В маркировке колеса, нанесенной на внутренней поверхности обода, указаны обозначение профиля обода, завода-изготовителя, месяц и год выпуска ( рис. 4.22).
Балансировка колес
Правильная балансировка колес имеет очень большое значение. Увеличение дисбаланса колес сверх нормы может вызвать:
– виляние колес (явление «шимми»);
– уменьшение устойчивости автомобиля;
– вибрацию и шум при движении автомобиля;
– повышенный износ деталей передней подвески и рулевых тяг;
– повышенный износ шин («пятнистый» износ).
При возникновении указанных явлений проверьте дисбаланс колес и при необходимости отбалансируйте их. Дисбаланс колес – не единственная причина указанных явлений, другие возможные причины и способы их устранения см. «Передняя подвеска», «Задняя подвеска» и «Рулевое управление».
Проверку дисбаланса колес проводите также в целях профилактики, желательно совмещать ее с перестановкой колес.
Статический дисбаланс определяется нахождением тяжелой точки колеса на стенде или непосредственно на ступице колеса, а динамический – только на специальном стенде при частоте вращения колеса, соответствующей высокой скорости автомобиля.
Для выявления динамического дисбаланса приподнимите домкратом переднюю часть автомобиля так, чтобы переднее колесо было вывешено, затем прижмите к колесу шкив электродвигателя и раскрутите колесо до частоты вращения, соответствующей скорости 100 км/ч.
При дисбалансе колесо при вращении вибрирует. Отбалансированное колесо вращается равномерно, без вибраций.
Лучше всего проверить дисбаланс колеса на специальном стенде.
Менее совершенным способом проверки, при котором определяется только статический дисбаланс, является определение тяжелой точки колеса.
Признак неисправности | Причина |
Угол развала | 1°25'±0°30'/ |
Разность углов развала правого и левого колес, не более | 0°45'±0°30' 0°20'/ 0°30' |
Угол продольного наклона оси поворота (кастер) | 2°00'±0°30'/ |
Разность кастеров правого и левого колес не более | 2°30'±0°30' 0°30'/ 0°30' |
Угол схождения | |
Схождение колес при замере раздвижной линейкой на плече 450 мм | 0°22'±0°07'/ 0°15'±0°07' |
Угол максимального по ворота внутреннего колеса, не менее | 3 мм±0,9 мм/ 2 мм±0,9 мм |
При любой проверке тщательно очистите колесо от грязи с обеих сторон, так как грязь может быть причиной дисбаланса колеса.
Затем доведите до нормы давление воздуха в шинах и проверьте биение дисков колес: осевое – не более 1 мм, радиальное – 0,7 мм, осевое биение на шине радиусом 230 мм – 2,5 мм.
Устранение обоих видов дисбаланса осуществляется с помощью балансировочных грузиков, установленных на отбортовку обода колеса.