Возможные неисправности карданной передачи, их причины и способы устранения
Описание конструкции
Карданная передача состоит из двух трубчатых карданных валов, соединенных между собой карданным шарниром.
Рис. 3.56. Карданная передача : 1, 39 – болты соединительные; 2 – муфта эластичная; 3 – втулка центрирующая; 4 – фланец; 5 – фланец в сборе; 6 – пробка; 7, 37 – гайки; 8 – сальник; 9 – обойма сальника; 10 – кронштейн безопасности; 11 – вал карданный промежуточный; 12 – поперечина опоры; 13 – кольцо; 14 – опора промежуточная; 15 – подшипник; 16 – кольцо стопорное; 17 – отражатель; 18 – вилка; 19 – гайка; 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 – элементы крепления кронштейна безопасности и поперечины опоры; 28 – гайка; 29 – фланец; 30 – болт; 31, 32, 33, 34 – крестовина с подшипниками; 35 – кольцо стопорное; 36 – вал карданный; 38 – шайба |
Промежуточный карданный вал 11 ( рис. 3.56) соединен с вторичным валом коробки передач через эластичную муфту 2 и фланец 4, перемещающийся вдоль карданного вала на шлицах. Задний конец промежуточного карданного вала установлен в промежуточной опоре 14, прикрепленной к поперечине 12.
Промежуточная упругая опора 14 поддерживает среднюю часть карданной передачи и гасит ее вибрацию.
Задний карданный вал 36 соединен через карданный шарнир и фланцевую вилку 29 с ведущей шестерней главной передачи. Карданный шарнир состоит из крестовины 31, соединяющей две вилки, корпусов игольчатых подшипников 34, сальников 32, надетых на полые шипы крестовины, и стопорных колец 35.
Балансировка карданной передачи достигается приваркой балансировочных пластин, совмещением рисок на фланце 4 муфты и на конце промежуточного карданного вала 11.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Передний карданный вал на автомобиле с коробкой передач ВАЗ короче на 30 мм карданного вала, установленного на автомобиле с коробкой передач мод. Иж-2126 (поскольку вазовская коробка длинее ижевской). |
Техническое обслуживание
Через каждые 30 тыс. км смазывайте шлицевое соединение карданной передачи со стороны эластичной муфты смазкой «Фиол-1», отвернув пробку 6.
Определение технического состояния карданной передачи
В случаях полной или частичной разборки карданной передачи рекомендуется проверить состояние шипов крестовины игольчатых подшипников, эластичной муфты, промежуточной опоры, подшипника промежуточной опоры, наличие радиального зазора в подвижном шлицевом соединении (около эластичной муфты) и неподвижном шлицевом соединении (около промежуточной опоры).
Снятие
1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.
2. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпустите стояночный тормоз.
3. Отверните гайки крепления кронштейна 10 (см. рис. 3.56) безопасности к полу кузова и снимите кронштейн.
4. Установите стяжной хомут (технологический) на эластичную муфту 2 и, проворачивая вал, отверните гайки болтов крепления муфты к фланцу, снимите болты, а затем стяжной хомут.
5. Отверните гайки болтов крепления заднего карданного вала к фланцу ведущей шестерни главной передачи заднего моста.
6. Отверните болты крепления промежуточной опоры 14 к кронштейну кузова и снимите карданную передачу в направлении передней части автомобиля.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Для того чтобы после ремонта установить на прежние места сопрягаемые детали и минимально разбалансировать карданную передачу при ее ремонте, перед разборкой промаркируйте взаимное положение деталей. |
Разборка
1. Легко ударяя молотком через медную или алюминиевую оправку по донышку корпуса каждого игольчатого подшипника, снимите отверткой стопорные кольца.
Рис. 3.57. Выпрессовка игольчатого подшипника карданного шарнира: 1 – упор; 2 – вилка карданного шарнира; 3 – скоба; 4 – вилка фланцевая |
2. Установите крестовину со стороны переднего вала так, чтобы нижнее ушко вилки 2 ( рис. 3.57) опиралось на упоры 1, и с помощью пресса, нажимая через скобу 3 и вилку, выпрессуйте игольчатый подшипник из нижней проушины. Затем поверните крестовину с вилками на 180°, вставьте ее снова в приспособление и выпрессуйте второй подшипник той же вилки.
3. Разъедините вилки карданного вала. Наденьте игольчатые подшипники на свободные шипы крестовины, вставьте вилку в приспособление так, чтобы нижняя проушина опиралась на упоры 1, и с помощью пресса, нажимая через скобу 3 и корпус подшипников на крестовину, выпрессуйте нижний, а затем верхний подшипники.
4. Разъедините вилку с крестовиной.
5. Аналогично разберите шарнир карданной передачи со стороны фланцевой вилки.
Рис. 3.58. Святие вилки с переднего карданного вала: 1 – съемник; 2 – рычаги съемника; 3 – вилка переднего карданного вала; 4 – передний карданный вал |
6. После разборки шарниров карданной передачи отверните гайку 19 (см. рис. 3.56) крепления вилки 18 карданного шарнира к переднему валу. Снимите вилку съемником 1 ( рис. 3.58).
Рис. 3.59. Снятие промежуточной опоры с переднего карданного вала: 1 – промежуточная опора; 2 – шлицевый конец переднего карданного вала; 3 – пуансон пресса; 4 – подкладные полукольца |
7. Под прессом с помощью подкладных полуколец 4 ( рис. 3.59) снимите с переднего вала промежуточную опору в сборе с подшипником и отражателем.
Рис. 3.60. Снятие подшипника с промежуточной опоры: 1 – планка; 2 – лапки; 3 – съемник; 4 – захваты; 5 – промежуточная опора |
8. Для разборки промежуточной опоры снимите стопорное кольцо, затем съемником 3 ( рис. 3.60) выпрессуйте подшипник из опоры.
Проверка биения валов
Передний вал
Установите передний вал на стенд и, проворачивая вал, проверьте биение: на трубе на расстоянии (180±10) мм от сварного шва со стороны переднего конца оно не должно превышать 0,3 мм, на переднем конце около шлицевой части – 0,2 мм.
Проверьте зазор в шлицевых соединениях. Допустимый радиальный зазор в шлицевых соединениях 0,3 мм.
Задний вал
Установите задний вал на стенд и, проворачивая вал, проверьте его биение на трубе на расстоянии (400±10) мм от сварочного шва с любой стороны вала. Биение не должно превышать 0,3 мм. Если биение больше, выполните правку валов под прессом. При большом биении замените вал.
Определение технического состояния карданных шарниров
Проверьте состояние корпусов подшипников, игл, шипов крестовин и сальников. При износе или повреждении любой детали шарнира замените крестовину в сборе с подшипниками.
Определение технического состояния промежуточной опоры
Проверните в обоих направлениях внутреннее кольцо, прижав его к наружному, при этом подшипник должен вращаться плавно и без шума. Если подшипник изношен или поврежден, замените его новым.
Проверьте промежуточную опору. Деформированную опору замените новой.
Сборка валов
Сборку карданных валов проводите в обратном порядке с учетом следующих указаний.
1. На шлицевые соединения нанесите смазку №158.
2. Гайку крепления вилки переднего карданного вала затяните моментом 88–98 Н·м (9–10 кгс·м).
Рис. 3.61. Уставовка подшипника на промежуточную опору: 1 – оправка; 2 – подшипник; 3 – промежуточная опора |
3. Перед запрессовкой в промежуточную опору смажьте подшипник смазкой Литол-24. Для запрессовки используйте оправку 1 ( рис. 3.61). Установите в проточку опоры стопорное пружинное кольцо подшипника.
Рис. 3.62. Установка промежуточной опоры на передний карданный вал: 1 – оправка; 2 – промежуточная опора; 3 – задняя часть переднего карданного вала |
4. Наденьте на задний конец переднего карданного вала грязеотражатель подшипника, затем оправкой 1 ( рис. 3.62) запрессуйте опору с подшипником и наденьте второй грязеотражатель.
5. Напрессуйте на вал вилку переднего карданного вала и затяните гайку ее крепления моментом 88–98 Н·м (9–10 кгс·м).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Сборку крестовин карданного вала с вилками и подшипниками проводите в соответствии с ранее сделанной маркировкой. |
Сборка крестовин
1. Установите на шипы крестовины сальники игольчатых подшипников и с помощью пресса и двух цилиндрических оправок ( рис. 3.63) запрессуйте их попарно до упора в буртики крестовин.
2. Заполните полностью смазкой №158 отверстия крестовины.
3. Смажьте смазкой №158 ролики игольчатого подшипника.
4. Вставьте крестовину с сальниками в одну из вилок.
5. Поместите вилку в приспособление, запрессуйте в ее проушины игольчатые подшипники ( рис. 3.64), а затем установите стопорные кольца. Таким же способом запрессуйте два остальных подшипника в проушины другой вилки и установите стопорные кольца.
6. Проверьте легкость движения вилок кардана, которые должны от руки свободно, без заедания перемещаться в любой плоскости на угол не менее 15°.
Проверка балансировки
При обнаружении дисбаланса проверьте балансировку карданной передачи на специальном стенде. Уравновешивание достигается привариванием металлических пластин.
Установка
Установите карданную передачу на автомобиль в обратном порядке. Гайки и болты крепления карданных валов в сборе затягивайте динамометрическим ключом моментами затяжки, указанными в приложении 1.