Для удобства работы снимаем капот (см. «Снятие капота») и переднюю поперечину подрамника (см. «Снятие подрамника»). Сливаем охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости на автомобиле с двигателем УМПО-331»). Снимаем насос охлаждающей жидкости (см. «Снятие насоса охлаждающей жидкости на автомобиле с двигателем УМПО-331»). Снимаем генератор (см. «Снятие и разборка генератора 58.3701»). Отворачиваем масляный фильтр (см. «Замена масла»). Отсоединяем провод от датчика давления масла (см. «Замена датчика давления масла»). Снимаем распределитель зажигания (см. «Снятие распределителя зажигания») и его привод (см. «Снятие привода распределителя зажигания»). Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров») и устанавливаем коленчатый и распределительный валы в положение конца такта сжатия первого цилиндра (см. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов» ).
Для наглядности часть фотографий выполнена на снятом двигателе.
Бородком отгибаем край стопорной шайбы храповика коленчатого вала.
Застопорив коленчатый вал от проворачивания отверткой, вставленной между зубьями венца маховика через окно картера сцепления,...
...головкой «на 36» отворачиваем храповик.
Снимаем храповик и стопорную шайбу.
Отвертками поддеваем шкив и сдвигаем его с носка коленчатого вала.
Снимаем шкив.
Ключом «на 10» отворачиваем пять болтов крепления верхней крышки привода распределительного вала к головке блока цилиндров...
...и два болта крепления верхней крышки к нижней крышке привода распределительного вала.
Снимаем верхнюю крышку и две уплотнительные прокладки.
Отверткой отгибаем края стопорных пластин четырех болтов крепления звездочки распределительного вала.
Ключом «на 10» отворачиваем болты.
Снимаем звездочку с цепью с носка распределительного вала.
Снимаем цепь со звездочки.
Накидным ключом «на 13» отворачиваем шесть гаек крепления нижней крышки привода распределительного вала к блоку цилиндров (две из них, расположенные слева, служат также для крепления кронштейна генератора).
Снимаем кронштейн крепления генератора со шпилек.
Накидным ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления крышки канала охлаждающей жидкости.
Накидным ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления нижней крышки, расположенную рядом с датчиком давления масла.
Отворачиваем три винта крепления поддона картера к нижней крышке привода распределительного вала (см. «Замена прокладки поддона картера на автомобиле» ).
Снимаем нижнюю крышку привода распределительного вала.
Стык нижней крышки привода распределительного вала с блоком цилиндров справа и слева уплотнен прокладками.
Снимаем успокоитель цепи со шпилек его крепления.
Отводим от цепи звездочку натяжного устройства...
...и снимаем цепь.
Для снятия звездочки натяжного устройства...
...щипцами разжимаем стопорное кольцо...
...и снимаем кольцо и рычаг со звездочкой с оси рычага.
Перед сборкой очищаем привалоч-ные плоскости крышек привода распределительного вала, головки и блока цилиндров от масла и остатков старых прокладок. Устанавливаем успокоитель цепи и звездочку натяжного устройства. Перед установкой цепи убеждаемся, что поршень первого цилиндра находится в ВМТ (при этом шпоночный паз звездочки коленчатого вала должен быть направлен на распределительный вал, см. схему механизма привода распределительного вала двигателя). Отжав звездочку натяжного устройства, надеваем цепь на звездочки коленчатого и распределительного валов. Устанавливаем звездочку распределительного вала вместе с цепью на его носок так, чтобы ведущая (левая) ветвь цепи не провисала. Риска на фланце распределительного вала должна располагаться напротив середины прилива на передней опоре распределительного вала. Затягиваем болты крепления звездочки предписанным моментом (см. «Приложения» ) и фиксируем их от проворачивания, загнув на грани головок болтов края стопорных пластин.
Поджимаем цепь звездочкой натяжного устройства и устанавливаем нижнюю крышку привода распределительного вала с новыми прокладками. Затягиваем гайки крепления крышки. Устанавливаем плунжер натяжителя в гнездо верхней крышки привода распределительного вала так, чтобы он под воздействием пружины не выступал из гнезда внутрь крышки, и фиксируем плунжер стопорным болтом. Устанавливаем верхнюю крышку привода распределительного вала с новыми прокладками и затягиваем болты ее крепления предписанным моментом (см. «Приложения» ) в порядке, показанном на рис. 1.
Рис. 1. Порядок затижки болтов крепления верхней крышки привода распределительного вала
Натягиваем цепь (см. «Регулировка натяжения цепи привода распределительного вала» ).
Перед установкой привода распределителя выставляем коленчатый и распределительный валы по установочным меткам (см. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов»). Устанавливаем привод распределителя (см. «Снятие привода распределителя зажигания» ). Другие узлы и агрегаты устанавливаем в обратной последовательности.
Схема механизма привода распределительного вала двигателя: 1 - звездочка колеи-вала; 2 - рычаг натяжного устройства со звездочкой; 3 - натяжитель цепи; 4 - звездочка распределительного вала; 5 - цепь; 6 - успокоитель цепи.