3.2.2.14. Головка цилиндров
3.2.2.14.1. Снятие и установка
ДВИГАТЕЛИ 4ZD1 Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоедините батарею от массы. Слейте охлаждающую жидкость. | 2. Выставьте поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия, убедившись в совмещении установочных меток. Снимите крышку распределителя зажигания, нанесите метки положения бегунка относительно корпуса распределителя и положения корпуса распределителя относительно головки цилиндров. Снимите хомут распределителя и сам распределитель. | 3. Отсоедините от радиатора впускной и выпускной шланги. | 4. Снимите ремни привода генератора и кондиционера. Снимите вентилятор. | 5. Отверните центральный болт шкива коленчатого вала и снимите шкив в сборе со ступицей. | 6. Снимите ремень привода воздушного насоса и отведите насос в сторону. Снимите компрессор кондиционера (если предусмотрен) и отведите в сторону. Снимите кронштейн компрессора. | 7. Снимите шкив насоса охлаждающей жидкости. Снимите верхнюю часть передней крышки, снимите насос. | 8. Снимите нижнюю часть передней крышки. | 9. Снимите пружину. Ослабьте верхний болт ролика натяжителя и до отказа сместите ролик в сторону места нахождения насоса охлаждающей жидкости. | 10. Снимите зубчатый ремень. | 11. Снимите крышку головки цилиндров. | 12. Снимите валики в сборе с коромыслами и опорами, для чего постепенно ослабляйте затяжку гаек крепления опор, начиная с самых удаленных от центральной части гаек. | 13. Поднимите автомобиль, отсоедините выхлопную трубу от выпускного коллектора. На автомобилях с турбонаддувом отсоедините выхлопную трубу от выпускного патрубка турбокомпрессора и снимите трос привода. | 14. Опустите автомобиль, отсоедините все трубки, шланги, разъемы проводки и провода свечей зажигания. Предупреждение Перед отсоединением нанесите на все шланги опознавательные метки. | 15. Отсоедините тягу привода дроссельной заслонки, на двигателях с турбонаддувом снимите всю проводку с форсунок и отсоедините топливную магистраль от распределительного патрубка. | 16. Отверните болты головки цилиндров. Отворачивайте постепенно, начиная с крайних угловых болтов. Если болт не поддается отворачиванию, то смочите его проникающей жидкостью. | 17. Вместе с помощником снимите головку цилиндров в сборе с всасывающим и выпускным коллекторами. | |
Установка
Последовательность затяжки
| а – порядок затяжки крышек валиков коромысел: гайки 1–8 затягивайте с моментом 22 Н.м.; гайки 9 и 10 – с моментом 7 Н.м. б – последовательность затяжки головки цилиндров на двигателях 4ZD1 |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите плоскости разъема на блоке цилиндров и на головке. Проверьте состояние плоскости, наличие на ней глубоких царапин, или выбоин. | 2. Очистите резьбы болтов головки цилиндров и в ответных отверстиях в блоке, в противном случае момент затяжки не будет соответствовать реальному. | 3. Наложите новую прокладку головки на старую, проверьте соответствие прокладок. | 4. Установите прокладку и головку цилиндров на блок, заверните и затяните болты головки цилиндров. Затяжку выполняйте в 2 этапа: на 1-м этапе затяните болты с моментом 57 Н.м., а на 2-м этапе – моментом 96 Н.м. | 5. Присоедините тягу привода дроссельной заслонки, на двигателях с турбонаддувом присоедините всю проводку к форсункам и присоедините топливную магистраль к распределительному патрубку. | 6. Присоедините все трубки, шланги, разъемы и высоковольтные провода к свечам зажигания. | 7. Поднимите автомобиль, присоедините выхлопную трубу к выпускному коллектору. На автомобилях с турбонаддувом присоедините выхлопную трубу к выпускному патрубку турбокомпрессора и присоедините трос привода. | 8. Установите валики в сборе с коромыслами и опорами, затяните гайки в указанной последовательности (см. рис. Последовательность затяжки). | 9. Оденьте зубчатый ремень. | 10. Оденьте пружину натяжителя ремня. Затяните верхний болт ролика натяжителя. | 11. Установите нижнюю часть передней крышки. | 12. Установите шкив насоса охлаждающей жидкости, верхнюю часть передней крышки, установите насос. | 13. Установите воздушный насос и ремень привода. Установите кронштейн компрессора кондиционера и компрессор (если предусмотрен). | 14. Установите шкив коленчатого вала, заверните центральный болт. | 15. Установите генератор, оденьте ремень привода кондиционера. Установите вентилятор. | 16. Присоедините к радиатору впускной и выпускной шланги. | 17. Установите распределитель зажигания, закрепите хомут распределителя. | 18. Соедините батарею с массой. Залейте охлаждающую жидкость, убедитесь в отсутствии течи. | |
ДВИГАТЕЛЬ 4ZE1
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Разгерметизируйте топливную систему, соблюдая правила. Отсоедините батарею от массы. Слейте охлаждающую жидкость. | 2. Снимите ремни привода с насоса гидроусилителя, воздушного насоса, вентилятора системы охлаждения и компрессора кондиционера (если предусмотрен). | 3. Выставьте поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия. | 4. Снимите крышку распределителя зажигания с высоковольтными проводами и распределитель зажигания. | 5. Отверните болты крепления выхлопной трубы к выпускному коллектору. | 6. Нанесите опознавательные метки и отсоедините все электрические разъемы и вакуумные шланги, которые могут помешать разборке. | 7. Отсоедините шланги системы охлаждения, снимите радиатор и вентилятор. | 8. Отверните болт шкива коленчатого вала и снимите шкив. | 9. Снимите верхнюю и нижнюю крышки зубчатого ремня, пружину и зубчатый ремень. | 10. Отверните болт ведомой шестерни распределительного вала, снимите шестерню и втулку. | 11. Снимите направляющую зубчатого ремня и переднюю пластину головки цилиндров. | 12. Снимите крышку головки цилиндров и прокладку. | 13. Отверните болты головки цилиндров, снимите головку и прокладку. | |
Установка
Последовательность затяжки
| а – порядок затяжки крышек валиков коромысел на двигателях 4ZЕ1 б – последовательность затяжки головки цилиндров на двигателях 4ZD1 |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите новую прокладку, головку цилиндров и затяните болты в заданной последовательности (см. рис. Последовательность затяжки). Затяжку выполняйте в 2 этапа: на 1-м этапе затяните болты с моментом 76 Н.м., а на 2-м этапе – моментом 88–108 Н.м. | 2. Установите ведомую шестерню распределительного вала. | 3. Установите крышку головки цилиндров, предварительно заменив прокладку. | 4. Совместите метки на распределительном вале и на передней пластине. Убедитесь, что обращенная вверх канавка под шпонку на коленчатом вале направлена на указатель на блоке цилиндров. | 5. Установите зубчатый ремень в следующем порядке: шкив коленчатого вала, шкив масляного насоса, распределительный вал, ролик натяжителя. | 6. Установите крышки зубчатого ремня, предварительно заменив прокладку. | 7. Установите шкив коленчатого вала. | 8. Установите шланги системы охлаждения, радиатор и вентилятор. | 9. Присоедините все электрические разъемы и вакуумные шланги. | 10. Заверните болты крепления выхлопной трубы к выпускному коллектору. | 11. Установите распределитель зажигания, крышку распределителя и высоковольтные провода. | 12. Установите ремни привода насоса гидроусилителя, воздушного насоса, вентилятора системы охлаждения и компрессора кондиционера (если предусмотрен). | 13. Соедините батарею с массой. Залейте охлаждающую жидкость. | 14. Запустите двигатель, убедитесь в отсутствии течи. | |
ДВИГАТЕЛИ V6
Порядок затяжки болтов головки цилиндров на двигателях V6
Левая головка цилиндров
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Разгерметизируйте топливную систему, соблюдая правила. Отсоедините батарею от массы. Слейте охлаждающую жидкость. | 2. Снимите всасывающий коллектор. | 3. Поднимите автомобиль и установите на подставки. | 4. Отверните болты крепления выхлопной трубы к выпускному коллектору, снимите выхлопную трубу и отверните болты крепления выпускного коллектора к головке цилиндров. | 5. Снимите патрубок маслоуказателя. | 6. Опустите автомобиль. | 7. Отверните гайки коромысел, приподнимите коромысло и достаньте штанги толкателей. Храните детали так, чтобы при сборке установить на прежние места. | 8. Отверните болты головки цилиндров в порядке обратном указанному на иллюстрации. | 9. Снимите головку цилиндров. Запрещается для снятия головки поддевать ее острым инструментом. | 10. Очистите головку. | |
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Оденьте на направляющие штифты новую прокладку так, чтобы надпись "This side up" была обращена вверх. Осторожно установите головку цилиндров. | 2. Установите штанги толкателей, убедитесь, что штанги уперлись в толкатели. Затяните гайки коромысел с моментом 20–27 Н.м. | 3. Установите всасывающий коллектор. | 4. Установите маслоуказатель. | 5. Заверните болты крепления выпускного коллектора к головке цилиндров и болты крепления выхлопной трубы к выпускному коллектору. | 6. Залейте охлаждающую жидкость. Запустите двигатель, убедитесь в отсутствии течи. | |
Правая головка цилиндров
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Разгерметизируйте топливную систему, соблюдая правила. Отсоедините батарею от массы. Слейте охлаждающую жидкость. | 2. Снимите всасывающий коллектор. | 3. Снимите кронштейн круиз-контроля, вентиль и шланг распределителя воздуха. | 4. Поднимите автомобиль и установите на подставки. | 5. Отверните болты крепления выхлопной трубы к выпускному коллектору и гайки крепления выпускного коллектора к головке цилиндров. | 6. Отсоедините выхлопную трубу, снимите коллектор и тепловой щиток (если предусмотрен). | 7. Опустите автомобиль. | 8. Нанесите опознавательные метки и отсоедините проводку и вакуумные шланги, которые могут помешать снятию правой головки. | 9. Отверните гайки коромысел, приподнимите коромысло и достаньте штанги толкателей. Храните штанги толкателей так, чтобы при сборке установить на прежние места. | 10. Отверните болты головки цилиндров в порядке обратном указанному на иллюстрации. | 11. Снимите головку цилиндров. Запрещается для снятия головки поддевать ее острым инструментом. | 12. Очистите головку. | |
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Оденьте на направляющие штифты новую прокладку так, чтобы надпись "This side up" была обращена вверх. Осторожно установите головку цилиндров. | 2. Установите штанги толкателей, убедитесь, что штанги уперлись в толкатели. Затяните гайки коромысел с моментом 20–27 Н.м. | 3. Установите всасывающий коллектор. | 4. Установите коллектор выхлопной трубы, выхлопную трубу и тепловой щиток (если предусмотрен). | 5. Заверните болты крепления выпускного коллектора к головке цилиндров и гайки крепления выхлопной трубы к выпускному коллектору. | 6. Установите кронштейн круиз-контроля, вентиль и шланг распределителя воздуха. | 7. Залейте охлаждающую жидкость. Запустите двигатель, убедитесь в отсутствии течи. | |
ДИЗЕЛИ С223 И С223Т
Последовательность затяжки
| а – последовательность затяжки коромысел на дизеле С223 (момент 20 Н.м.) б – последовательность затяжки головки цилиндров на дизеле С223 в – положение прокладки головки цилиндров на дизеле С223 1 – метка "Top" |
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Разгерметизируйте топливную систему, соблюдая правила. Отсоедините батарею от массы. Слейте охлаждающую жидкость. | 2. Снимите вентилятор системы охлаждения в сборе и ремень привода. Снимите генератор и кронштейн. | 3. Снимите верхний шланг радиатора и шланг(и) отопителя. | 4. Снимите воздушный фильтр и воздуховод. | 5. Нанесите опознавательные метки и отсоедините вакуумные шланги и разъемы проводки. | 6. Снимите распределитель топлива, хомут и держатель форсунок. | 7. Снимите запальные свечи и резистивный датчик. | 8. Снимите крышку турбокомпрессора и турбокомпрессор. | 9. Снимите всасывающий и выпускной коллекторы. | 10. Снимите крышку головки цилиндров, крышку толкателей клапанов и трубку подвода масла к коромыслам. | 11. Отверните болты крепления коромысел к головке цилиндров и снимите коромысла. | 12. Достаньте штанги толкателей и храните их так, чтобы при сборке установить на прежние места. | 13. Отверните болты головки цилиндров в порядке, обратном указанному на рис. Последовательность затяжки. Снимите головку цилиндров. Если головка не поддается снятию, то осторожно постучите резиновым молотком и сдвиньте с места. | 14. Сравните старую и новую прокладки головки цилиндров. Очистите разъемные поверхности головки и блока цилиндров. | |
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Уложите новую прокладку так, чтобы надпись "Top" была обращена вверх. | 2. Заправьте турбокомпрессор свежим маслом для двигателя. | 3. Установите головку цилиндров. Смажьте болты головки маслом для двигателя и заверните. Затяните болты в следующем порядке, соблюдая последовательность затяжки. На дизелях с турбокомпрессором: – 1-й этап – 45–54 Н.м.; – 2-й этап – довернуть на 120–150°. На дизелях без турбокомпрессора: – 1-й этап – 54–63 Н.м.; – 2-й этап – 74–81 Н.м. (новые болты) или 61–69 Н.м. (старые болты). | 4. Установите штанги толкателей, убедитесь, что штанги уперлись в кулачки. | 5. Установите коромысла и затяните болты с моментом 14–24 Н.м. Отрегулируйте зазор в клапанах. | 6. Остальные работы по установке выполняются в обратном порядке. Прокладки замените новыми. | 7. Залейте охлаждающую жидкость. Соедините батарею с массой. Запустите двигатель, убедитесь в отсутствии течи. | |