Помещенный внутри топливного бака электрический погружной топливный наос функционирует под управлением ECM и активируется при подаче с модуля сигнала заземления на реле насоса. Электрическое питание удерживается на реле в течение до 5 секунд при включении зажигания и в течение всего времени проворачивания двигателя стартером.
Реле также остается запитанным в течение всего времени выдачи на ECM сигнала «180°» от датчика положения распределительного вала (CMP).
Насос обеспечивает подачу топлива под напором в топливную магистраль. Давление топлива в инжекторах контролируется специальным регулятором, помещенным в возвратную линию между магистралью и топливных баком. Регулятор давления состоит из двух отдельных герметичных камер (топливной и пружинной), разделенных между собой диафрагмой. В топливную камеру бензин поступает через сходной порт из топливной магистрали, в пружинную камеру подается разрежение от впускного трубопровода. Такой принцип управления диафрагмой позволяет поддерживать давление топлива в магистрали на заданном уровне в зависимости от текущей нагрузки на двигатель. Так, на холостых оборотах глубина разрежения во впускном трубопроводе достаточно велика, что приводит к прогибу диафрагмы и отводу назад в топливный бак большего количества топлива. Выжимание педали акселератора приводит к снижению глубины разрежения в трубопроводе, при этом развиваемое пружиной усилие приводит к смещению диафрагмы, перекрыванию возвратной линии и, как следствие, увеличению давления впрыска.
ECM определяет продолжительность открывания клапанов инжекторов на основании анализа информации, поступающей от датчиков положения распределительного вала (CMP) и измерения массы воздуха (MAF). Ширина вырабатываемых ECM командных импульсов определяет качество впрыскиваемой в камеры сгорания воздушно-топливной смеси.
Так обогащение смеси производится модулем управления в следующих ситуациях:
- При запуске двигателя;
- Во время прогрева двигателя;
- При акселерации;
- При работе в горячем режиме;
- При переключении АТ из положения «N» в положение «D»;
- В режимах функционирования с повышенной нагрузкой.
Обеднение смеси производится:
- При деселерации (торможении двигателем);
- При функционировании двигателя на высоких оборотах.
Организованная через лямбда-зонд обратная связь позволяет ECM производить тонкие корректировки качества воздушно-топливной смеси, позволяющие добиваться максимальной отдачи от двигателя при минимальном уровне токсичности продуктов сгорания. Разрыв цепи обратной связи с переходом в режим постоянного функционирования происходит в следующих ситуациях:
- Во время запуска двигателя;
- До момента прогрева лямбда-зонда до нормальной рабочей температуры;
- При движении с высокими скоростями с повышенной нагрузкой на двигатель;
- При отказах в цепи лямбда-зонда;
- Во время деселерации;
- При перегревах двигателя.
Топливные инжекторы представляют собой небольшие электромагнитные клапаны, обладающие высоким уровнем управляемости. Открывание клапанов происходит по выдаваемым ECM сигналам, имеющим форму прямоугольных импульсов и приводит к высоконапорному впрыску топлива непосредственно в камеры сгорания двигателя. Необходимый напор обеспечивается топливным насосом и контролируется регулятором давления (см. выше).
Существенное влияние на расход топлива оказывает стиль вождения. Ниже приводятся несколько советов по разумному использованию педали акселератора на оборудованных системой впрыска топлива автомобилях:
- В любую погоду (даже в мороз) начинайте движение сразу после осуществления запуска двигателя;
- При остановке автомобиля на время более на 40 секунд, глушите двигатель;
- Старайтесь всегда двигаться на максимально высокой передаче;
- В дальних поездках старайтесь поддерживать постоянную скорость движения. Избегайте движения на чрезмерно высоких скоростях. Управляйте автомобилем осмотрительно, избегайте беспричинных торможений;
- Не перевозите не автомобиле излишний груз, при отсутствии надобности снимайте с крыши верхний багажник;
- Регулярно проверяйте давление накачки шин, — старайтесь не допускать чрезмерного его снижения.
Меры безопасности и правила соблюдения чистоты при работе с топливной системой
Общие правила
- Не приближайтесь к месту проведения работ с открытым огнем или зажженной сигаретой. Всегда держите наготове огнетушитель.
- Топливные пары ядовиты, — следите за обеспечением нормальной вентиляции рабочего места..
- Топливная система находится под давлением. При вскрытии системы горючее может вырваться из нее под давлением, — перед отпусканием штуцерных разъемов оборачивайте их ветошью. Пользуйтесь защитными очками.
- При работе с компонентами системы питания дизельного двигателя соблюдайте особые меры предосторожности. В особой мере данное утверждение относится к процедурам обслуживания форсунок. Помните, что давление топлива на выходе из форсунок составляет около 1100 атмосфер, — не подставляйте под струю руки и другие части тела.
- Для крепления шланговых соединений применяются хомуты ленточного и зажимного типа. После отсоединения шлангов зажимные хомуты следует заменять ленточными или червячными. Фиксация замков некоторых хомутов требует применения специальных приспособлений, — проконсультируйтесь со специалистами фирменной СТО Opel.
- Перед расстыковкой штуцерных разъемов тщательно протирайте их снаружи во избежание попадания грязи внутрь тракта.
- Снимаемые компоненты укладывайте на чистую подкладку и заворачивайте в полиэтилен или бумагу, — избегайте применения для протирки и оборачивания компонентов ворсящейся ветоши.
- Если ремонт требует времени, проследите, чтобы все открытые отверстия в узлах и компонентах системы питания были тщательным образом заглушены.
- Устанавливайте на место только чистые детали. Запасные части вынимайте из упаковки только непосредственно перед установкой. Не применяйте деталей, которые хранились неупакованными (например, в инструментальном ящике).
- Избегайте применения сжатого воздуха при открытом топливном тракте. По возможности старайтесь не перемещать автомобиль.
- Не применяйте содержащих силикон герметиков. Попавшие в двигатель частицы силикона не сгорают и могут явиться причиной повреждения лямбда-зонда.
Меры безопасности при снятии топливного бака
- Перед снятием бака сливайте из него топливо или откачивайте его специально предусмотренным для этой цели насосом.
- Топливный бак снимается с нижней стороны автомобиля. Перед отпусканием монтажных лент, подоприте бак снизу тележечным домкратом, — проложите между баком и головкой домкрата деревянный брусок.
- Пустой бак взрывоопасен и перед утилизацией должен быть разрезан на части, — постарайтесь не допустить при разрезании бака искрообразования. Правильнее всего будет сдать бак в специальный приемный пункт.
- После установки бака запустите двигатель и проверьте герметичность всех соединений.