| Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями (вплоть до летального исхода). Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре и без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь с местными властями. Во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю! |
| В последнее время были разработаны нетоксичные сорта антифриза, однако они также требуют осторожности в обращении. |
Проверка состояния компонентов
|
- Широкий спектр отказов двигателя связан с нарушением функционирования системы охлаждения. На моделях, оборудованных АТ, данная система обеспечивает также охлаждение ATF, поддерживая тем самым наиболее благоприятные условия для работы трансмиссии.
- Проверка состояния компонентов системы охлаждения должна производиться после полного остывания силового агрегата (не менее чем через три часа после остановки двигателя).
- Снимите крышку с расширительного бачка. Находящаяся в системе охлаждающая жидкость должна быть относительно прозрачной. Если жидкость окрашена в цвет ржавчины, система должна быть промыта и заправлена свежей смесью (см. ниже). Если уровень жидкости не доходит до верха, долейте в расширительный бачок еще немного смеси требуемого состава (см. Проверка уровней жидкостей).
- Внимательно осмотрите верхний и нижний радиаторные шланги вместе со шлангами системы отопления салона, имеющими меньший диаметр и расположенными между силовым агрегатом и переборкой двигательного отсека. Проверяйте шланги по всей их длине и в случае выявления трещин, вздутий и признаков старения материала производите замену дефектных компонентов. Мелкие трещины обычно проще разглядеть при сжимании шланга.
| - Проверяйте шланги на наличие протертых участков.
| | - Размягчение резины свидетельствует о начале разрушения ее в результате старения.
| | - Слишком тугое затягивание хомута с целью более надежной фиксации на штуцере/ патрубке отвердевшего шланга не способствует прекращению утечки, а лишь приводит к разрушению материала шланга.
| | - Проверяйте все шланги на наличие вздутий и следов просачивания масла на торцах. Трещины и мелкие разломы в резине легче выявляются при сжимании шланга.
| | | Составители настоящего Руководства рекомендуют производить замену шлангов приблизительно раз в два года вне зависимости от их состояния. | | - Проверьте надежность крепления всех шлангов на своих штуцерах/ патрубках. Утечки охлаждающей жидкости обычно проявляются в виде потеков ржавого или белого цвета на окружающих их источник поверхностях. Если шланги закреплены на штуцерах/ патрубках хомутами скручиваемого типа, последние разумно будет заменить более надежными червячными или винтовыми.
- Продув сжатым воздухом, либо при помощи мягкой кисточки, удалите из зазоров между пластинами теплообменника радиатора старые листья, останки насекомых и прочий мусор. Постарайтесь не повредить мягкие пластины теплообменника и не порезать об их острые края пальцы.
- Регулярно, в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля (см. График текущего обслуживания), система охлаждения должна опорожняться, промываться и заполняться свежей смесью антифриза с водой. Такого рода обслуживание позволяет предотвратить развитие коррозии внутри охладительного тракта и в значительной мере повышает эффективность функционирования системы.
- Не забывайте о мерах предосторожности, которые должны соблюдаться при обслуживании системы охлаждения (см. предупреждение выше).
| |
Опорожнение
|
- Взведите стояночный тормоз и подоприте колеса противооткатными башмаками. В случае необходимости снимите защиту картера. К непосредственному выполнению процедур обслуживания следует приступать лишь после полного остывания двигателя, т.е. спустя не менее нескольких часов после завершения поездки.
- Дождавшись окончательного остывания двигателя, включите зажигание, включите отопитель сальна на максимальную производительность, затем вновь поверните ключ в положение OFF.
| - Снимите крышку с заливной горловины радиатора.
| | | Если двигатель еще не полностью остыл, оберните крышку ветошью с целью устранения риска ошпаривания! | | Для выпуска охлаждающей жидкости из радиатора снимите пробку сливного вентиля в правой нижней части радиаторной сборки. Если пробка «прикипела», либо вообще не предусмотрена, отсоедините от радиатора нижний шланг и слейте жидкость через него. | | - Снимите сливные пробки блока двигателя.
| A. B. | С целью обеспечения свободы вытекания жидкости ослабьте пробку выпуска воздушных пробок. | | | Охлаждающую жидкость следует спускать в сливную емкость соответствующего объема, которую необходимо приготовить заранее. Постарайтесь не допустить попадания антифриза в глаза и на открытые участки кожи. | | - В случае необходимости, пока жидкость сливается из блока, отсоедините шланг от расширительного бачка и снимите последний. Промойте бачок чистой водой (в случае необходимости с мылом). Очистите уровневые метки на стенках бачка.
- Проверьте состояние радиаторных шлангов и шлангов системы отопления, а также хомутов их крепления на штуцерах и патрубках (см. выше), замените вышедшие из строя компоненты.
| |
Промывка
|
- Для промывки системы охлаждения подайте в радиатор чистую воду из садового шланга.
- Как только из сливных вентилей начнет вытекать чистая, свободная от продуктов коррозии вода, прекратите промывку и прочно затяните пробки сливных вентилей.
- В случаях особо сильного загрязнения или нарушения проходимости радиатора снимите последний и произведите его обратнопоточную промывку, заправив садовый шланг в нижний патрубок, — если добиться положительного результата не удается, доставьте радиатор в мастерскую автосервиса для проведения необходимого восстановительного ремонта.
- Продукты коррозии и плотные отложения удаляются из тракта системы охлаждения путем химической обработки, — следуйте инструкциям изготовителей приобретенного Вами чистящего средства.
| |
| При регулярном выполнении процедур промывки системы и замены охлаждающей жидкости необходимость в проведении химобработки тракта возникать не должна. |
Заправка
|
- Проверьте исправность состояния и надежность крепления всех шлангов охладительного тракта. Замените дефектные компоненты, подтяните хомуты.
- Начинайте медленно заливать свежую смесь антифриза с водой в горловину радиатора. Продолжайте заправку до тех пор, пока уровень жидкости в бачке не поднимется до отметки МАХ на полупрозрачном корпусе последнего.
- Установите на место крышку радиатора и затяните пробку выпуска воздушных пробок на верхнем шланге отопительного тракта.
- Запустите двигатель и дайте ему прогреться до нормальной рабочей температуры, затем, погоняйте его на холостых оборотах порядка 2-3 минут, — по измерителю на приборном щитка проследите, чтобы двигатель не перегревался. Заглушите и дождитесь полного остывания.
- Осмотрите компоненты системы охлаждения на наличие признаков развития утечек, затем проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку.
- Переведите рукоятки выбора температуры подаваемого воздуха и выбора скоростного режима вентилятора на максимальную производительность.
- Запустите двигатель, прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
- В заключение произведите еще одну контрольную проверку уровня жидкости (см. Проверка уровней жидкостей).
| |