Двигатель автомобиля эксплуатируют в различных климатических условиях и при различных нагрузках. При этом температура охлаждающей жидкости, а следовательно, и двигателя должна регулироваться и оставаться в узком температурном диапазоне, что обеспечивает система охлаждения двигателя.
Рис. 2.108. Схема циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя V6 2,7 л: а – термостат закрыт; 1 – водяной насос; 2 – головка блока цилиндров; 3 – блок цилиндров; 4 – радиатор отопителя; 5 – дроссельный узел; 6 – термостат; 7 – радиатор |
Система охлаждения герметичного типа включает водяной насос, вентилятор радиатора, радиатор, расширительный бачок, термостат и радиатор отопителя, шланги и переключатели ( рис. 2.108). При пуске холодного двигателя охлаждающая жидкость циркулирует вокруг блока цилиндров и головки блока цилиндров. Теплая охлаждающая жидкость проходит через радиатор отопителя к водяному насосу. Поскольку охлаждающая жидкость при нагреве расширяется, то повышается ее уровень в расширительном бачке. Поступление охлаждающей жидкости через радиатор закрыто, что обеспечивает закрытый термостат. Когда охлаждающая жидкость достигнет предопределенной температуры, термостат открывается и горячая охлаждающая жидкость проходит через шланг к радиатору, поскольку охлаждающая жидкость проходит через радиатор, происходит ее охлаждение потоком встречного воздуха.
Расширительный бачок предназначен для выпуска в атмосферу паров при давлении, выше которого наступает кавитация в зоне всасывания водяного насоса.
Вентиляторы предназначены для принудительного обдува радиатора на малых скоростях движения автомобиля. В целях экономии топлива вентилятор оснащен собственной системой управления.