Автомобили могут комплектоваться как малоразмерным запасным колесом, так и запасным колесом, унифицированным с остальными колесами автомобиля.
Запасное колесо, унифицированное с остальными колесами автомобиля
Автомобиль оснащается запасным колесом с шиной того же типа, размерности и модели, что установлены на остальных четырех колесах автомобиля. Это позволяет использовать запасное колесо как для замены поврежденного колеса, так и для периодической перестановки колес.
Малоразмерное запасное колесо
Малоразмерное колесо отличается меньшей массой и размерами. Малоразмерное колесо предназначено исключительно для кратковременного использования в случае повреждения колеса автомобиля. Пробег автомобиля на малоразмерном запасном колесе должен быть ограничен небольшим расстоянием. Запрещается использовать малоразмерное колесо для длительного движения на значительные расстояния.
При использовании малоразмерного запасного колеса устойчивость движения автомобиля может ухудшиться по сравнению со случаем, когда на автомобиль установлены все четыре колеса нормальной размерности. Поэтому, управляя автомобилем, будьте особенно осторожны. Во избежание повреждения малоразмерного запасного колеса или автомобиля соблюдайте следующие меры предосторожности.
– Не превышайте скорость 80 км/ч.
– Избегайте переезда через препятствия на дороге. Кроме того, не заезжайте на механизированную автомобильную мойку. Поскольку диаметр малоразмерного колеса меньше по сравнению со штатными колесами, установленными на автомобиль, дорожный просвет автомобиля снизится примерно на 10–25 мм.
– Запрещается устанавливать на запасное колесо цепь противоскольжения, поскольку она не подходит к этому колесу.
– Запрещается устанавливать малоразмерное запасное колесо на автомобили других марок и моделей. Малоразмерное запасное колесо предназначено только для данной модели автомобиля.
– На автомобиль разрешается устанавливать не более одного малоразмерного запасного колеса одновременно.
Снятие и установка запасного колеса
Рис. 1.141 . Крепление запасного колеса |
Чтобы снять запасное колесо, выверните крепежный болт ( рис. 1.141).
Для закрепления запасного колеса в месте его хранения плотно затяните болт от руки, чтобы выбрать люфт запасного колеса.
Замена спущенного колеса
Рис. 1.142 . Спущенное колесо |
Операции, описанные ниже, могут использоваться как для замены колес, так и для перестановки колес. При подготовке к замене спущенного колеса убедитесь, что селектор находится в положении «Р» («Стоянка») (автоматическая коробка передач) или рычаг переключения передач находится в положении передачи заднего хода (механическая коробка передач) и включен стояночный тормоз.
Рис. 1.143 . Снятие декоративного колпака |
Оберните кусок ткани вокруг конца монтажки, чтобы не повредить поверхность колпаков и дисков. Вставьте монтажный ключ в паз колесного колпака, аккуратно отожмите и снимите колпак ( рис. 1.143).
Подготовьте запасное колесо и инструменты.
Выньте из багажника запасное колесо, домкрат, ручку домкрата и сумку для инструментов.
Рис. 1.144 . Блокировка колес автомобиля |
Для предотвращения перемещения автомобиля при поднятии его домкратом установите тормозные башмаки (упорные колодки) под колесо, расположенное с противоположной стороны по диагонали по отношению к заменяемому колесу ( рис. 1.144).
Перед тем как поднять автомобиль, необходимо слегка ослабить затяжку колесных гаек.
Рис. 1.145 . Установка ключа для откручивания колесных гаек |
Чтобы ослабить затяжку колесных гаек, поверните рукоятку ключа против часовой стрелки. При этом убедитесь, что головка ключа плотно охватывает колесную гайку. Для получения максимально удобного рычага, установите ключ в показанное на рисунке 1.145 положение.
Затем поверните, удерживая ключ за конец рукоятки. Не отворачивайте колесные гайки полностью на этом этапе. Только ослабьте их затяжку на половину оборота.
Поддомкрачивание автомобиля
Рис. 1.146 . Точки правильной установки домкрата |
Основание домкрата необходимо поместить на твердую ровную поверхность. Домкрат должен быть расположен, как показано на рисунке 1.146.
Рис. 1.147 . Подъем автомобиля с помощью домкрата |
Вставьте ключ для затяжки колесных гаек в ручку домкрата, как показано на рисунке 1.147.
Чтобы поднять автомобиль, вращайте ручку домкрата по часовой стрелке. Когда домкрат начнет поднимать автомобиль, повторно проверьте надежность его установки. Если домкрат находится на мягком грунте или песке, возможно понадобится подложить под него брусок, плоский камень или другой предмет, чтобы он не уходил в землю. Поднимите автомобиль на достаточную высоту для установки полностью накачанного колеса.
Рис. 1.148 . Снятие колеса |
Снимите колесный колпак (дополнительное оборудование) с колеса. Используйте ключ для ослабления затяжки колесных гаек, после чего выверните их руками, снимите колесо и положите его на землю, чтобы оно не укатилось ( рис. 1.148).
Чтобы надеть колесо на ступицу, поднимите его, совместите отверстия со шпильками и наденьте на них колесо. Если это сделать трудно, слегка наклоните колесо и совместите сначала верхнее отверстие со шпилькой. Затем пошатайте колесо, чтобы вставить оставшиеся шпильки в отверстия колеса.
Рис. 1.149 . Очистка колес и колесных дисков |
Перед тем как установить колесо на место, убедитесь в отсутствии посторонних материалов на ступице или колесе (грязь, гудрон, гравий и т.п.), которые могут помешать установке колеса на ступицу. Если они есть – удалите их ( рис. 1.149).
Если не будет обеспечен хороший контакт между сопрягаемыми поверхностями колеса и ступицы, колесные гайки могут открутиться, что может привести к потере колеса и потере контроля над автомобилем.
Рис. 1.150 . Установка колесных гаек |
Чтобы установить колесный колпак, удерживая его на колесе, наверните колесные гайки на резьбу и затяните их от руки. Гайки необходимо устанавливать конусной частью внутрь ( рис. 1.150).
Покачайте колесо, чтобы убедиться, что оно полностью село на место, и снова затяните колесные гайки от руки.
Рис. 1.151 . Затягивание колесных гаек |
Опустите автомобиль на землю, поворачивая ручку домкрата против часовой стрелки. Установите ключ в показанное на рисунке 1.151 положение и затяните колесные гайки.
Убедитесь, что головка ключа плотно охватывает колесную гайку. При затяжке гаек крепления колеса запрещается вставать ногой на баллонный ключ или удлинять последний посредством трубы, так как это может привести к перетяжке гайки.
Поочередно затяните все колесные гайки. Повторно проверьте плотность затяжки всех гаек.
После замены колеса, как можно скорее предоставьте автомобиль специалисту, чтобы механик мог затянуть колесные гайки правильным моментом затяжки.
Момент затяжки колесных гаек.
Стальной диск и диск из алюминиевого сплава: 90–110 кПа.
После установки колеса снимите колпачок вентиля и проверьте давление воздуха в шине.
Если давление воздуха в шине выше рекомендуемого, стравите его до требуемой величины.
После замены колес всегда крепите спущенное колесо в багажнике и убирайте в места хранения домкрат, ручку домкрата и инструменты.