Распределительные валы, установленные в головке блока цилиндров, приводятся во вращение двухрядной цепью от промежуточного вала, который в свою очередь приводится во вращение двухрядной цепью от коленчатого вала.
Вам потребуются: шестигранный ключ "на 6 ", головки "на 12 ", "на 13 ", "на 14 ", небольшое зубило, молоток.
1. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. " Замена охлаждающей жидкости "). |
2. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. " Замена прокладки крышки головки блока цилиндров "). |
| |
3. Выверните четыре болта и снимите переднюю крышку головки блока цилиндров, стараясь не повредить прокладку. | 4. Выверните два болта и снимите пластмассовый успокоитель цепи. |
|
5. Установите поршень 1-го цилиндра в верхнюю мертвую точку ВМТ такта сжатия. Для этого проверните коленчатый вал за храповик 1 так, чтобы метка 2 на шкиве коленчатого вала совпадала с выступом 3 на крышке. |
| ПРИМЕЧАНИЕ При этом метки на шестернях распределительных валов должны быть расположены горизонтально на уровне верхней плоскости головки блока и направлены в противоположные стороны. После установки поршня 1-го цилиндра в ВМТ не поворачивайте распределительные валы, коленчатый вал и промежуточный вал. |
6. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. " Снятие, установка и регулировка натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов " ). |
7. Снимите водяной насос (см. " Система охлаждения " ). |
8. Снимите генератор (см. разд. 9 " Электрооборудование " ). |
9. Снимите шкив коленчатого вала (см. " Замена переднего сальника коленчатого вала " ). |
10. Снимите масляный картер (см. " Замена прокладки масляного картера "). |
| |
11. Выверните семь болтов и снимите крышку цепи. Крышку снимайте осторожно, чтобы не повредить установленный в ней передний сальник коленчатого вала, прокладки крышки и прокладку головки блока цилиндров. | 12. Выверните два болта и снимите крышку гидронатяжителя нижней цепи с прокладкой. Крышку снимайте осторожно, так как на нее воздействует пружина гидронатяжителя. Затем выньте гидронатяжитель. |
|
13. Выверните болты 2 и выньте успокоитель 1 цепи вверх. Отогните концы стопорной пластины 6 и выверните болты 5, удерживая при этом промежуточный вал от проворачивания, вставив отвертку в отверстие шестерни 3. Снимите шестерню 4, вставив между шестернями 3 и 4 отвертку и упираясь ею как рычагом в шестерню 3. Выньте шестерню 4 из верхней цепи и затем снимите цепь, вытянув ее вверх. Снимите шестерню 3 с промежуточного вала и выньте его из нижней цепи. Снимите нижнюю цепь с шестерни коленчатого вала. |
14. Если необходимо снять шестерни распределительных валов, выверните болты крепления их к фланцам распределительных валов (см. " Снятие, ремонт и установка распределительных валов " ). |
|
15. Если необходимо снять шестерню 2 с коленчатого вала, сначала снимите втулку 1 и резиновое уплотнительное кольцо между втулкой и шестерней. Затем спрессуйте шестерню 2 с помощью съемника. |
16. После снятия промойте цепи и шестерни в бензине, протрите и просушите. |
17. Осмотрите цепи. Если на втулках цепи имеются трещины, сколы или значительные следы износа, цепи замените. |
18. Шестерни, у которых на зубьях имеются сколы или выкрашивания замените. |
19. Поврежденные успокоители цепей замените. |
20. Звездочки натяжителей должны свободно вращаться на осях. Если на зубьях звездочек имеются сколы или выкрашивания, замените натяжители. |
21. Если снимали шестерню с коленчатого вала, напрессуйте ее на коленчатый вал, установите уплотнительное кольцо и втулку. |
| |
22. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка 1 на шестерне коленчатого вала совпадала с меткой 2 на блоке цилиндров. При этом поршень 1-го цилиндра займет положение ВМТ. Установите успокоитель цепи 4, но болты 3 крепления успокоителя не затягивайте. Наденьте цепь 5 на шестерню коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом. | 23. Наденьте цепь на ведомую шестерню 1 и установите ее на промежуточный вал 2 так, чтобы установочный штифт шестерни вошел в отверстие промежуточного вала. При этом метка 4 на шестерне должна совпасть с меткой 5 на блоке цилиндров, а ветвь цепи, проходящая через успокоитель 3, должна быть натянута. |
24. Установите ведущую шестерню промежуточного вала так, чтобы установочный штифт ее вошел в отверстие на ведомой шестерне. |
25. Заверните два болта крепления шестерен промежуточного вала, подложив под них стопорную пластину. Болты затяните моментом 22–25 Н·м (2,2–2,5 кгс·м) и зафиксируйте их, загнув края стопорной пластины на грани головок болтов. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ После установки цепи не поворачивайте промежуточный и коленчатый валы. |
|
26. Нажав на рычаг натяжителя, натяните цепь и проверьте совпадение меток на шестернях и блоке цилиндров. |
27. Затяните болты крепления успокоителя цепи. |
28. Смажьте верхнюю цепь моторным маслом и затем наденьте ее на ведущую шестерню промежуточного вала, пропустив в отверстие в головке блока цилиндров. |
|
29. Если шестерня 2 установлена на распределительный вал, выверните болт 1 и снимите шестерню 2 с распределительного вала. Наденьте цепь на шестерню 2 и, слегка повернув выпускной распределительный вал по часовой стрелке, установите на него шестерню 2 с надетой на нее цепью. При этом штифт 8 распределительного вала должен войти в отверстие шестерни. Заверните болт 1. Поворачивать распределительный вал нужно ключом за четырехгранник на распределительном валу. Затем, слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натяните цепь. Промежуточный и коленчатый валы при этом поворачиваться не должны. Метка А должна совпасть с верхней плоскостью головки блока цилиндра. Выверните болт 6 и снимите шестерню 4 с впускного распределительного вала. Наденьте на шестерню 4 цепь и установите шестерню 4 с цепью на распределительный вал, слегка повернув при этом распределительный вал по часовой стрелке. Штифт 5 распределительного вала должен войти в отверстие шестерни. Слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натяните цепь. Метка А на шестерне 4 должна совпасть с верхней плоскостью головки блока цилиндров. Остальные валы при этом поворачиваться не должны. Заверните болт 6. Затяните болты 1 и 6 моментом 46–74 Н·м (4,6–7,4 кгс·м), удерживая распределительные валы от поворота ключом за четырехгранники. Установите успокоитель 3, протолкнув его в отверстие в головке блока. Установите успокоитель 7. |
30. Установите крышку цепи и водяной насос. При этом на поверхности крышки, прилегающие к блоку цилиндров и головке блока, нанесите тонким слоем герметик " Гермесил " или подобный ему. При установке крышки цепи проследите за тем, чтобы не повредить сальник коленчатого вала. |
31. Установите гидронатяжители верхней и нижней цепей (см. " Сборка и установка гидронатяжителей " ).Установите шкив коленчатого вала. Заверните болт крепления шкива коленчатого вала и затяните моментом 104–128 Н·м (10,4–12,8 кгс·м), удерживая коленчатый вал от проворачивания, включив четвертую передачу и затормозив автомобиль стояночным тормозом. При затяжке храповика шкив напрессовывается на коленчатый вал. |
32. Проверните за храповик коленчатый вал на два оборота и установите в положение ВМТ поршень 1-го цилиндра (см. операцию 3). Проверьте совпадение меток. |
33. Установите переднюю крышку головки блока цилиндров, нанеся на поверхность крышки, прилегающей к головке блока, слой герметика "Гермесил". Затяните болты крепления крышки моментом 12–18 Н·м (1,2–1,8 кгс·м). |
34. Установите крышку головки блока цилиндров. Затяните болты крепления крышки моментом 6,0–12 Н·м (0,6–1,2 кгс·м). Подсоедините шланг и трубку вентиляции картера к штуцерам на крышке клапанов и провода к катушкам зажигания. Наденьте наконечники высоковольтных проводов на свечи зажигания. |
35. Установите снятые ранее навесные агрегаты. |