Снятие коробки передач
Снятие коробки необходимо производить в следующем порядке:
- установить автомобиль на эстакаду, подъемник или смотровую яму, чтобы обеспечить удобный доступ к коробке передач снизу;
- отсоединить от коробки передач рычаг переключения передач, для чего изнутри кузова поднять к рукоятке рычага наружный резиновый уплотнитель пола, снять резиновый защитный уплотнитель с колпака горловины механизма переключения передач, отвернуть колпак и вынуть рычаг из горловины вверх;
- слить масло из коробки передач;
- отсоединить от коробки передач карданный вал (см. «Карданная передача»);
- отсоединить от коробки передач гибкий трос провода выключателя света заднего хода и датчика скорости, если нет троса;
- отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления, поднять вверх рабочий цилиндр с толкателем, не отсоединяя его от трубопровода;
- снять вилку выключения сцепления;
— отвернуть болты крепления к картеру коробки передач и трубам глушителя и снять соединительный кронштейн подвески глушителя;
- отвернуть гайки крепления задней опоры к коробке передач;
- отсоединить поперечину от кронштейнов лонжеронов;
— отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с подшипником выключения сцепления.
Разборка коробки передач
Разборку коробки передач необходимо производить в следующем порядке:
— снять муфту с подшипником выключения сцепления с передней крышки коробки передач;
- снять поролоновые кольца с передней крышки;
- отсоединить и снять заднюю опору двигателя с поперечиной;
- вывернуть выключатель света заднего хода с прокладкой;
- вывернуть сапун;
Рис. 5.16. Отворачивание болта крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере |
- отвернуть болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода, расположенной с левой стороны переднего картера ( рис. 5.16);
Рис. 5.13. Коробка передач (продольный разрез): А — двухконусный синхронизатор; 1 — первичный вал; 2 — крышка подшипника первичного вала; 3 — сальник; 4 — шариковый подшипник первичного вала; 5 — стопорное кольцо; 6 — роликовый подшипник вторичного вала; 7 — сапун; 8 — блокирующее кольцо; 9 — муфта включения; 10 — сухарь синхронизатора; 11 — ступица муфты включения 3-й, 4-й передач; 12 — шестерня 3-й передачи; 13 — игольчатый подшипник шестерни; 14 — стопорное кольцо полуколец; 15 — полукольцо; 16 — шестерня второй передачи; 17 — стопорное кольцо; 18 — шестерня 1-й передачи; 19 — вторичный вал; 20 — шестерня заднего хода; 21 — вилка включения 5-й передачи и заднего хода; 22 — ступица муфты включения 5-й передачи и заднего хода; 23 — болт крепления пластины фиксатора; 24 — пластина; 25 — пружина фиксаторов; 26 — шарик фиксаторов; 27 — пружина блокировочной втулки; 28 — втулка блокировочная; 29 — головка штока включения 5-й передачи и заднего хода; 30 — корпус рычага переключения; 31 — шестерня 5-й передачи; 32 — шайба упорная; 33 — втулка распорная; 34 — картер коробки передач задний; 35 — сальник; 36 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 37 — игольчатый подшипник промежуточной шестерни заднего хода; 38 — промежуточная шестерня заднего хода; 39 — штифт; 40 — болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода; 41 — втулка оси промежуточной шестерни заднего хода; 42 — шариковый подшипник вторичного вала; 43 — кольцо стопорное подшипника вторичного вала; 44 — кольцо стопорное; 45 — подшипник; 46 — пробка маслосливная; 47 — блок шестерен; 48 — пробка маслоналивная; 49 — картер коробки передач передний; 50 — регулировочные прокладки |
- отвернуть болты крышки подшипника первичного вала 2 (см. рис. 5.13) и снять крышку;
- снять прокладку между крышкой и картером коробки передач;
- снять стопорное кольцо подшипника первичного вала;
- отвернуть болты крепления переднего и заднего картеров;
- разъединить передний и задний картеры коробки передач, удерживая задний и перемещая передний картер (воздействуя на ушки крепления к картеру сцепления) ( рис. 5.17). При разъединении картеров ни в коем случае не воздействовать на торец носка первичного вала, так как это приводит к повреждению синхронизатора;
- снять прокладку между передним и задним картерами;
- вынуть из гнезда в переднем картере наружную обойму конического подшипника;
- вынуть из гнезда под подшипник блока шестерен в переднем картере регулировочные прокладки;
- вывернуть из переднего картера маслоналивную и маслосливные пробки;
- передвинуть шток включения 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода;
- вывернуть стопорные болты крепления трех вилок переключения передач;
- вывернуть болты крепления и снять корпус рычага переключения передач;
- снять прокладку корпуса рычага переключения передач. Штифты в горловине корпуса рычага переключения и в левой боковой стенке, а также пружины и предохранители без надобности вынимать не следует. Если предохранители заедают и плохо возвращаются под действием пружин, то следует выбить их заглушки и вынуть пружины и предохранители из корпуса;
- вывернуть болты крепления и снять пластину фиксаторов штоков;
- снять прокладку пластины фиксаторов;
- вынуть три пружины и три шарика фиксаторов штоков переключения передач;
- вынуть заглушку отверстия под стопорные плунжеры с левой стороны заднего картера коробки передач;
- вынуть шток включения 5-й передачи и заднего хода с головкой;
- снять вилку с сухарями;
- вынуть стопорный плунжер;
- вывернуть стопорный болт и снять со штока включения 5-й передачи и заднего хода головку, втулку блокировочную и пружину блокировочной втулки;
- вынуть шток включения 1-й и 2-й передач с головкой;
- снять вилку с сухарями;
- вывернуть стопорный болт и снять со штока головку выключения 1-й и 2-й передач;
- вынуть шток включения 3-й и 4-й передач со стопорным пальцем;
- снять вилку с сухарями;
- вынуть стопорный палец;
- вынуть стопорный плунжер из заднего картера;
- вынуть вилки переключения передач из пазов муфт;
- отвернуть болт и снять стопор крепления штуцера ведомой шестерни привода спидометра;
- вынуть из заднего картера штуцер и ведомую шестерню привода спидометра;
- вывернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода с левой стороны заднего картера ( рис. 5.18);
- через отверстие под корпус рычага переключения передач (с помощью щипцов) развести усы стопорного кольца шарикового подшипника вторичного вала (при этом кольцо утопится в выточке заднего картера) и выпрессовать вторичный вал в сборе с подшипником из гнезда в заднем картере, воздействуя на задний торец вторичного вала ( рис. 5.19). При этом одновременно из заднего кратера произойдет выпрессовка блока шестерен с шариковыми подшипниками (или с внутренними обоймами конических подшипников) и оси промежуточной шестерни заднего хода в сборе;
- вынуть из заднего картера наружную обойму из конического подшипника;
- вынуть из комплекта блока шестерен промежуточную шестерню с осью в сборе, вторичный и первичный вал в сборе.
Разборка первичного вала
Разборку первичного вала необходимо производить в следующем порядке:
- пометить блокирующее кольцо синхронизатора, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
- вынуть ролики из носка первичного вала;
- снять стопорное и пружинное кольца шарикового подшипника первичного вала;
- снять шариковый подшипник первичного вала.
Разборка блока шестерен
Для разборки блока шестерен необходимо спрессовать с концов промежуточного вала блока шестерен шариковые подшипники или внутренние обоймы конических подшипников.
Разборка оси промежуточной шестерни заднего хода
Для разборки оси промежуточной шестерни заднего хода необходимо:
- выпрессовать пружинный штифт из оси и втулки оси;
- снять с оси промежуточную шестерню с иглами подшипника.
Разборка вторичного вала
Разборку вторичного вала производить в следующем порядке:
- снять стопорное и пружинное кольца ступицы 3-й и 4-й передач;
- снять с вторичного вала ступицу и муфту включения 3-й и 4-й передач в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить торцом носка вала по деревянной подкладке;
- проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения 3-й и 4-й передач и, если их нет, нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;
- снять со ступицы муфту включения 3-й и 4-й передач;
- вынуть сухари синхронизатора (3 шт.);
- вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.);
- снять шестерню 3-й передачи с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником;
- снять блокирующее кольцо с шестерни 3-й передачи;
- пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
- вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе;
- пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;
- снять стопорное кольцо полуколец вторичного вала;
- снять два упорных полукольца;
- вынуть стопорный штиф;
- снять шестерню 2-й передачи с игольчатым подшипником и 3 кольцами синхронизатора;
- вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе и пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;
- снять с вторичного вала стопорное кольцо;
- снять с вторичного вала ступицу и муфту включения 1-й и 2-й передач в сборе с сухарями, пружинами синхронизатора и с наружными, внутренними и средними кольцами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить его носком по деревянной подкладке;
- проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения 1-й и 2-й передач, и если их нет, нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;
— снять со ступицы муфту включения 1-й и 2-й передач;
- вынуть сухари синхронизатора;
- вынуть из ступицы пружины синхронизатора;
- снять шестерню 1-й передачи с игольчатым подшипником;
- вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе;
- пометить подшипник, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
- снять стопорное и пружинное кольца ведущей шестерни привода спидометра;
- снять с вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра;
- вынуть стопорный шарик ведущей шестерни привода спидометра;
- снять шариковый подшипник;
- снять упорную шайбу шарикового подшипника;
- снять с вторичного вала шестерню 5-й передачи с блокирующим кольцом синхронизатора, игольчатым подшипником в пластмассовом сепараторе и распорной втулкой;
- снять блокирующее кольцо с шестерни 5-й передачи; пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
- вынуть игольчатый подшипник;
- снять стопорное кольцо ступицы муфты включения 5-й передачи и заднего хода;
- снять с вторичного вала ступицу и муфту включения 5-й передачи и заднего хода в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить торцом вторичного вала по деревянной подкладке;
- проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения 5-й передачи и заднего хода, и если их нет, то нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;
- снять со ступицы муфту включения 5-й передачи и заднего хода;
- вынуть сухари синхронизатора (3 шт.);
- вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.);
- снять шестерню заднего хода с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником;
- снять блокирующее кольцо с шестерни заднего хода; пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
- вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе;
- пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место.
Разборка рычага переключения
Разборку рычага переключения производить следующим образом:
- отвернуть рукоятку и снять уплотнитель пола кузова;
- выдернуть шилом пластмассовую запорную втулку и вынуть нижнюю часть рычага переключения передач из верхней;
- снять резиновые и пластмассовые детали антивибрационного устройства;
- снять уплотнитель колпака, колпак, седло пружины и пружину.
Осмотр и контроль технического состояния двигателей
После разборки детали коробки передач необходимо тщательно промыть, после чего внимательно их осмотреть для определения отсутствия разрывов прокладок, забоин и рисок на привалочных поверхностях, сминания и выработки в гнездах под подшипники, погнутости штоков, износов сферической головки рычага, трещин на картере и крышках, повреждения тел качения и сепараторов подшипников, рабочей кромки сальников, задиров на сталебаббитовом подшипнике заднего картера, сколов на боковых поверхностях и торцах зубьев шестерен и зубчатых венцов синхронизаторов, выработки на конусах, питтинга на роликах, шейках вторичного вала, задиров на упорных шайбах и отверстиях в шестернях, погнутости вилок и штоков механизма переключения передачи, значительных износов на лапках вилок переключения, задиров и заусенцев на штоках, разбалтывания штифтов и сминания отверстия под них в горловине механизма переключения передач и т. д.
Поврежденные детали необходимо заменить.
Сборка коробки передач
Сборка коробки передач осуществляется в последовательности, обратной разборке. При сборке необходимо учитывать следующее. Каждая пара шестерен подбирается на заводе по шуму, поэтому замена шестерен может вызвать некоторое увеличение шума коробки передач.
Рис. 5.20. Комплект колец синхронизатора 1-й — 2-й передач: 1 — наружное кольцо; 2 — среднее кольцо; 3 — внутренне кольцо |
При подборе колец синхронизатора к конусам шестерен 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач, заднего хода и первичного вала необходимо обратить внимание на то, чтобы кольца плотно прилегали к поверхности конуса. Кольца необходимо притереть к конусам; поверхность контакта кольца с конусом должна быть не менее 80%. Наружное, среднее и внутреннее кольца двухконусного синхронизатора 1-й—2-й передач притираются одновременно и после притирки образуют неразделяемый комплект (также как и притертые шестерни и кольца одноконусных синхронизаторов остальных передач). В сжатом под нагрузкой 10 кг комплекте колец двухконусного синхронизатора несовпадение торцов А и В (pиc. 5.20) наружного и внутреннего кольца от положения в одной плоскости должно быть в пределах 0,1 мм.
Зазор между торцом наружного кольца и торцом прямозубого венца на шестернях 3-й, 5-й передач, заднего хода и на первичном валу для новых деталей должен быть в пределах 1,1—1,5 мм.
Если заменялись конусные зубчатые венцы синхронизатора 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода, то необходимо шлифовкой в сборе с шестерней обеспечить биение конуса относительно внутреннего отверстия шестерни не более 0,025 мм.
Осевые зазоры шестерен 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода находятся в пределах 0,15—0,35 мм. Они обеспечиваются конструктивно и не требуют регулировки.
Осевой зазор блока шестерен должен быть в пределах 0,03—0,11 мм. Он обеспечивается подбором и установкой регулировочных прокладок между торцом наружной обоймы подшипника блока и торцом гнезда под подшипник в переднем картере.
Ступицы муфт переключения напрессовать на вторичный вал в сборе с муфтами, сухарями и пружинами синхронизаторов. При постановке ступиц на вал необходимо подобрать возможно более плотную насадку.
Муфты переключения, собранные со ступицами, должны иметь боковой зазор в шлицах 0,01—0,05 мм; этот зазор необходимо получать индивидуальным подбором при сборке, обеспечив при этом легкое осевое перемещение деталей. Отогнутые концы обеих пружин синхронизаторов должны быть расположены в одном сухаре, а витки пружин должны быть направлены в разные стороны ( рис. 5.21).
Разномерность диаметров роликов подшипника переднего конца вторичного вала, а также роликов промежуточной шестерни заднего хода должна быть не более 0,005 мм.
Подшипники следует напрессовывать на валы, прикладывая усилие только к внутреннему кольцу подшипника.
Все детали коробки передач должны быть смазаны тонким слоем трансмиссионного масла, пазы головок переключения — коллоидно-графитным препаратом или солидолом, для удобства сборки допускается смазка роликовых подшипников переднего конца вторичного вала и промежуточной шестерни заднего хода, шариковых подшипников, сухарей и пружин синхронизаторов и других деталей солидолом или консталином. Новые подшипники следует устанавливать в заводской консервации.
Перед сборкой в обязательном порядке смазать солидолом или консталином сталебаббитовый подшипник заднего картера и кромку сальников. При сборке прокладки и крепежные болты необходимо смазать тонким слоем пасты «герметик».
Поврежденные прокладки необходимо заменить новыми.
При сборке коробки передач следует учитывать размеры сопрягаемых деталей коробки передач ( табл. 5.3).
Сборка рычага переключения передач
Для сборки рычага переключения передач необходимо:
- установить на нижнюю часть рычага переключения передач последовательно пружину, седло пружины, колпак, защитный уплотнитель, детали антивибрационного устройства верхней и нижней частей рычага переключения, а именно: запорную втулку, нижнюю резиновую подушку, распорную втулку, верхнюю резиновую подушку и упорный конус;
- вставить подсобранную нижнюю часть рычага переключения в верхнюю и закрепить запорной втулкой;
- надеть на рычаг уплотнитель пола;
- навернуть на рычаг рукоятку.
Сборка первичного вала
Для сборки первичного вала необходимо:
- напрессовать подшипник на шейку первичного вала;
- установить пружинное и стопорное кольца;
- вставить ролики в носок первичного вала (14 шт.);
- установить на конус первичного вала предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора.
Сборка блока шестерен
Для сборки блока шестерен необходимо:
- напрессовать съемные венцы блока шестерен на промежуточный вал. Перед напрессовкой шестерни нагреть в печи до температуры 150° C в течение 30 мин., а промежуточный вал охладить в сухом льду в течение 30 мин.;
- установить стопорное кольцо;
- напрессовать на шейки промежуточного вала шариковые подшипники или внутренние обоймы с роликами конических подшипников, воздействуя при этом на внутреннюю обойму подшипника.
Сборка оси промежуточной шестерни заднего хода
Для сборки оси промежуточной шестерни заднего хода необходимо:
- вставить иглы в отверстие промежуточной шестерни заднего хода (21 шт.);
- установить промежуточную шестерню заднего хода с иглами на ось;
- установить на ось втулку оси;
- повернуть втулку оси таким образом, чтобы заходные отверстия с фаской под болты крепления оси во втулке и оси в головке лежали в одной плоскости, и запрессовать упругий штифт.
Сборка вторичного вала
Для сборки вторичного вала необходимо:
- собрать ступицы с сухарями, пружинами синхронизаторов и муфтами включения в соответствии с указаниями, приведенными выше;
- запрессовать во вторичный вал штифт упорной шайбы шарикоподшипника вторичного вала. Край штифта должен располагаться ниже поверхности шейки под шестерню 5-й передачи;
- установить на конус шестерни заднего хода предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора;
- установить в отверстие шестерни заднего хода игольчатый подшипник в сепараторе;
- установить шестерню заднего хода с игольчатым подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора на вторичный вал;
- напрессовать на вторичный вал подсобранную ступицу с муфтой включения 5-й передачи и заднего хода; при напрессовке следить, чтобы выступы блокирующего кольца синхронизатора на шестерне заднего хода вошли в пазы ступицы;
- установить стопорное кольцо ступицы 5-й передачи и заднего хода;
- установить на конус шестерни 5-й передачи предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора;
- установить в отверстие шестерни 5-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе и распорную втулку;
- установить шестерню 5-й передачи с игольчатым подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора на вторичный вал, при этом следить, чтобы выступы на блокирующем кольце вошли в пазы ступицы;
- установить на вторичный вал упорную шайбу шарикоподшипника вторичного вала, следя за тем, чтобы запрессованный в вал штифт вошел в пазы упорной шайбы; напрессовать подшипник;
- вставить во вторичный вал стопорный шарик, надеть ведущую шестерню привода спидометра;
- установить пружинное и стопорное кольца;
- установить в отверстие шестерни 1-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе;
- установить шестерню 1-й передачи с игольчатым подшипником на вторичный вал;
- установить на вторичный вал наружное, внутреннее и среднее кольца синхронизатора, подсобранную ступицу с муфтой включения 1-й и 2-й передач, сухарями и пружинами. При установке следить, чтобы:
Рис. 5.14. Двухконусный синхронизатор 1-й — 2-й передач: 1 — муфта; 2 — ступица; 3 — вторичный вал; 4 — шестерня; 5 — сухарь синхронизатора; 7 — шестерня 1-й передачи; 8 — кольцо внутреннее; 9 — кольцо среднее; 10 — зубчатый венец; 11 — кольцо наружное |
• выступы среднего кольца вошли в отверстия зубчатого венца (см. рис. 5.14) синхронизатора на шестерне 1-й передачи.
• выступы наружного кольца сннхронизатора вошли в пазы зубчатого венца ступицы;
• усики внутреннего кольца синхронизатора вошли в канавки на торце ступицы;
- установить стопорное кольцо;
- вставить в отверстие шестерни 2-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе;
- установить на вторичный вал наружное, внутреннее и среднее кольца синхронизатора и подсобранную с игольчатым подшипником шестерню 2-й передачи. При установке следить, чтобы:
• усики внутреннего кольца синхронизатора вошли в канавки на торце ступицы;
• выступы среднего кольца вошли и отверстия зубчатого венца синхронизатора на шестерню 1-й передачи;
• выступы наружного кольца синхронизатора вошли на пазы зубчатого венца ступицы;
- вставить во вторичный вал стопорный шарик, вложить в канавку два упорных полукольца (косые срезы полуколец должны быть обращены к шарику) и установить на них стопорное кольцо;
- установить на конус шестерни 3-й передачи предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора;
- установить в отверстие шестерни 3-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе;
- надеть шестерню 3-й передачи с игольчатым подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора на вторичный вал;
- напрессовать на вторичный вал подсобранную ступицу с муфтой включения 3-й и 4-й передач;
- при напрессовке следить, чтобы выступы блокирующего кольца на шестерне 3-й передачи вошли в пазы ступицы;
- установить пружинное и стопорное кольца ступицы муфты включения 3-й и 4-й передач.
Последующая сборка коробки передач
Для последующей сборки коробки передач необходимо:
- запрессовать в задний картер сальники заподлицо с торцом горловины и наружную обойму заднего конического подшипника блока шестерен;
- установить в задний кapтep коробки передач, в канавку, стопорное кольцо шарикового подшипника вторичного вала;
- установить на подсобранном вторичном валу муфту включения 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода;
- надеть на носок подсобранного вторичного вала подсобранный первичный вал; при этом следует следить, чтобы выступы блокирующего кольца синхронизатора на первичном валу вошли в пазы ступицы муфты включения 3-й и 4-й передач;
- приложить к венцам шестерен, соединенных первичным и вторичным валами, подсобранные блоки шестерен и ось промежуточной шестерни заднего хода с шестерней, образовав комплект для сборки ( рис. 5.22). Ось промежуточной шестерни должна быть обращена лыской внутрь комплекта.
Для удобства дальнейшего монтажа можно стянуть получившийся комплект ремнями ( рис. 5.23);
- установить в тисках вертикально задний картер коробки передач с установленным стопорным кольцом шарикового подшипника вторичного вала;
- вставить в задний картер комплект валов, развести отогнутые концы стопорного кольца и, удерживая их в таком положении, запрессовать в гнезда на заднем картере подшипники вторичного вала и блока шестерен на половину их длины, воздействуя попеременно на торец шестерни 1-й передачи и передний торец промежуточного вала ( рис. 5.24);
- освободить отогнутые концы стопорного кольца и допрессовать подшипник вторичного вала в гнездо заднего картера, пока стопорное кольцо не будет располагаться одновременно в канавке в заднем картере и в канавке подшипника. При этом одновременно допрессовать подшипник блока шестерен до упора в стенку гнезда заднего картера;
- установить на постель в заднем картере ось промежуточной шестерни заднего хода в сборе и завернуть (но не до отказа) болт крепления;
- вложить в пазы муфт переключения вилки соответствующих передач с сухарями;
- установить стопорный плунжер механизма блокировки между отверстиями штока включения 3-й и 4-й передач и штоком 1-й и 2-й передач; для удобства целесообразно использовать оправку ( рис. 5.25), последовательно вставляя ее в отверстия под шток 5-й передачи и заднего хода и в отверстие под шток 3-й и 4-й передач;
- установить в шток включения 3-й и 4-й передач стопорный палец;
- установить шток включения 3-й и 4-й передач с пальцем механизма блокировки в отверстие картера и головку вилки включения 3-й и 4-й передач; закрепить вилку на штоке стопорным болтом;
- установить на шток включения 1-й и 2-й передач головку и закрепить стопорным болтом;
- вставить шток в отверстие картера и в головку вилки включения 1-й и 2-й передач, закрепить вилку на штоке болтом;
Рис. 5.26. Установка стопорного плунжера: 1 — шток; 2 — стопорный палец; 3 — оправка; 4 — задний картер; 5 — бородок; 6 — стопорный плунжер |
- установить стопорный плунжер 6 ( рис. 5.26) механизма блокировки до упора в шток включения 3-й и 4-й передач; для удобства целесообразно использовать оправку (см. рис. 5.25);
- установить на шток включения 5-й передачи и заднего хода пружину, блокировочную втулку, головку и закрепить стопорным болтом;
- вставить шток включения 5-й передачи с пружиной, блокировочной втулкой и головкой в отверстие картера и головку вилки включения 5-й передачи и заднего хода, закрепить вилку на штоке стопорным болтом; при этом один отогнутый конец пружины блокировочной втулки должен быть вставлен в отверстие в стенке заднего картера коробки передач, а другой заведен в выемку блокировочной втулки так, чтобы ус блокировочной втулки был прижат к головке штока включения 5-й передачи и заднего хода;
- передвинуть шток включения 5-й передачи и заднего хода в нейтральное положение, при котором пазы в головках всех трех штоков совпадают;
- установить три шарика и три пружины фиксаторов штоков;
- установить прокладку и пластинку фиксаторов и закрепить болтами крепления;
- запрессовать заглушку в отверстие под плунжером механизма блокировки ( рис. 5.26);
- установить в задний картер штуцер и ведомую шестерню привода спидометра;
- установить стопор штуцера спидометра и закрепить его болтом;
- ввернуть в передний картер магнитную маслоналивную пробку;
- определить пакет регулировочных прокладок блока шестерен.
Толщина пакета прокладок Т должна быть такой, чтобы при сборке был обеспечен натяг конических подшипников блока шестерен в пределах 0,03—0,11 мм:
Т=А+С+Н–В
(или зазор в пределах 0,0—0,2 мм в случае установки шариковых подшипников: Т=А+З–В+С),
- где А — фактический размер от заднего привалочного торца переднего картера до торца гнезда под подшипник в переднем картере, мм; Н(З) — натяг конических подшипников блока шестерен в пределах 0,03—0,11 мм:
Т=А+С+Н–В
(или зазор в пределах 0,0—0,2 мм в случае установки шариковых подшипников: Т=А+З–В+С); В — фактический размер от привалочного торца заднего картера до торца наружной обоймы переднего подшипника блока шестерен (после установки блока шестерен в задний картер), мм; С — расчетная толщина сжатой между торцами переднего и заднего картеров паронитовой прокладки, равная 0,33 мм.
Далее следует продолжить сборку коробки передач, для чего:
- установить пакет подобранных прокладок в гнездо переднего картера;
- установить наружную обойму переднего конического подшипника блока шестерен в гнездо переднего картера;
- установить в тисках подсобранный с валами задний картер коробки передач в вертикальное положение;
- установить на торец переднего картера паронитовую прокладку;
- удерживая постоянно первичный вал в крайнем верхнем положении (вытягивая его вверх), напрессовать передний картер на шариковые подшипники первичного вала и блока шестерен, совместив установочные втулки-штыри на переднем картере с соответствующими отверстиями в заднем картере коробки передач ( рис. 5.27) (эту операцию целесообразно проводить вдвоем);
- завернуть 10 болтов крепления переднего и заднего картеров;
- установить стопорное кольцо в канавку шарикового подшипника первичного вала;
- запрессовать сальник в крышку подшипника первичного вала до упора;
- надеть на бурт крышки шарикового подшипника первичного вала прокладку;
- установить крышку шарикового подшипника с прокладкой первичного вала и закрепить тремя болтами;
- ввернуть в передний картер болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода и затянуть болт крепления ее на заднем картере;
- ввернуть сапун в передний картер;
- установить на включатель света заднего хода прокладку и ввернуть его в передний картер;
- ввернуть маслоналивную пробку;
- установить прокладку и корпус рычага переключения передач и закрепить их болтами.