Коренные подшипники коленчатого вала шлифуются под номинальный размер либо имеют размер меньше номинального на 0,25 мм. Чтобы обеспечить установку в двигатель нужных вкладышей подшипников, нужно замерить отверстие картера и диаметры каждой коренной шейки коленчатого вала. При этом следите, чтобы щечки микрометра не накладывались на места смазочных каналов. Каждая коренная шейка замеряется, как показано на рис. 84, один раз в указанном направлении и еще раз после смещения щечек микрометра на четверть оборота.
Определение люфта
При установке новых вкладышей подшипника важно определить люфт соответствующего подшипника. Для этого используют стержень «Plastigage» фирмы Perfect Circle.
При проверке люфта выполните следующее:
Рис. 85. Замер люфта коренного подшипника коленчатого вала: 1 — исходная полоска; 2 — полоска после затяжки; 3 — калибр |
- уложите кусочек стержня 1 ( рис. 85) по ширине подшипника на чистую и сухую коренную шейку, затем сверху установите главный вкладыш или соответственно вкладыш подшипника шатуна с крышкой. Затяните винты крышки необходимым моментом;
- люфты в подшипнике нельзя измерять одновременно, а лишь последовательно, подшипник за подшипником. Во время замера нельзя проворачивать вал и ударять по крышкам подшипников, чтобы плотно осадить их;
- в зависимости от имеющегося люфта в подшипнике пластиковый стержень расплющится. Отверните крышку подшипника. Широко расплющенный пластиковый стержень 2 прилипает либо к коренной шейке, либо к вкладышу. Измерьте ширину плоского пластикового стержня калибром 3, поставляемым в наборе Plastigage, и считайте самым малым зазором в подшипнике находящийся в самом широком месте полоски;
- если один конец сплющенного стержня Plastigage будет шире, чем другой, то в зазоре подшипника есть разница. Она указывает на конусность. Чтобы измерить отклонение от круглой формы, пластиковый стержень накладывается по всей длине нижнего вкладыша подшипника (поперечно). После затяжки требуемым моментом расплющенный провод замеряется. Разница между самым большим значением и самым малым определяет отклонение от округлости.
Примечание Значение люфта подшипников шатуна было изменено на некоторых двигателях выпуска с мая 1998 г. |
Соответствующие данные см. в приложении.
Установка коленчатого вала
Установка коленчатого вала проводится в следующем порядке:
- замените новыми масляные форсунки для охлаждения поршня, если они снимались. Они находятся в местах, показанных на рис. 86, и затягиваются моментом 10 Н·м;
- протрите насухо обратные стороны вкладышей подшипника и вставьте в отверстие таким образом, чтобы выступы вкладышей попали в выемки отверстий. Если повторно используются те же вкладыши, их нужно вставлять в соответствующие отверстия. Упорные полукольца находятся в подшипнике № 3 и служат для компенсации осевого люфта;
- осторожно уложите коленчатый вал;
- вставьте вкладыши в крышки коренных подшипников (снова обратите внимание на выступы) и привинтите крышки в соответствии с маркировкой на картере. Крышки пронумерованы цифрами от 1 до 5 ( рис. 87). Крышка №1 находится в передней части (сторона газораспределения). Крышки подшипников крепятся винтами и шпильками. Шпильки относятся к подшипникам 2 и 4;
- равномерно затяните винты крепления крышек подшипника/ гайки, начиная с середины в направлении обеих внешних сторон, в несколько этапов до окончательного момента 80 Н·м, если двигатель был изготовлен до мая 1998 г. Затем подтяните винты моментом 83 Н·м. Несколько раз проверните коленчатый вал, чтобы определить возможные его заклинивания;
- измерьте осевой люфт коленчатого вала, как описано в подразд. 2.8.4;
- запрессуйте центрирующие подшипники первичного вала коробки передач в задний конец коленчатого вала;
- установите поршни и шатуны, как описано в подразд. 2.6.4;
- вверните переключатель давления масла;
- установите масляный насос. От руки навинтите винты и выровняйте масляный насос таким образом, что корпус его был на 0,3–0,8 мм ниже поверхности блока цилиндров ( рис. 88). На рисунке показан двигатель выпуска до мая 1998 г. Затем измерьте способом, показанным на рис. 89. Вставьте щуп и затяните винты от руки. Их подтягивают после того, как нижняя часть картера будет выверена.
- на двигателе выпуска до мая 1998 г. прикрепите масляный насос. Следующие работы нужно выполнять в течение 20 минут, пока не высохнет герметик. Смажьте герметиком места соединений между масляным насосом и блоком цилиндров и задним фланцем и блоком цилиндров;
- установите новое радиальное уплотнительное кольцо в корпусе масляного насоса. Сальник либо вбивают, либо используют отрезок трубы (которая по внешнему диаметру насажена на уплотнительное кольцо) с большой шайбой и запрессовывают уплотнительное кольцо при использовании винта для шкива в корпус до тех пор, пока внешняя поверхность не встанет заподлицо.
На двигателях выпуска с мая 1998 г.
На этих двигателях выровняйте нижнюю часть картера:
- смажьте поверхности разъема между блоком цилиндров и масляным насосом (фланец уплотнительного кольца) герметиком и установите картер с новой уплотнительной прокладкой. Затяните винты руками;
- установите стальную линейку, как показано на рис. 90, и выровняйте обе части блока цилиндров точно заподлицо. Смещение в показанных стрелками местах может составлять (при установленной механической коробке передач) не более 0,10 мм для выступа и до щелевого зазора значением 0,25 мм. Если установлена автоматическая коробка передач, нижняя часть не должна вдаваться вперед (полностью заподлицо) и зазор не должен превышать 0,25 мм. Отклонения зазор компенсируют подкладыванием распорок, которые устанавливают в местах, показанных на рис. 91. При этом если зазор составляет 0,26– 0,50 мм, вставляйте распорки толщиной 0,25 мм; если зазор равен 0,51–0,75 мм, вставляйте распорки толщиной 0,50 мм;
Примечание Начиная с января 1999 г. применяют только круглые распорки (верхние стрелки). |
- установите нижнюю часть картера с новой уплотнительной прокладкой, еще раз проверьте соосность описанным способом и затяните винты (четыре на одной стороне и четыре на другой) моментом 30 Н·м.
На всех двигателях
Установите трубку подсоса масла с новой уплотнительной прокладкой. Затяните гайки всасывающей трубы моментом 10 Н·м, а гайки масляного отражателя (до мая 1998 г.) моментом 19 Н·м;
- установите водяной насос с новым уплотнением и затяните четыре винта моментом 18 Н·м;
Рис. 92. Установка фланца крышки заднего радиального уплотнительного кольца коленчатого вала: 1 — размер; 2 — винты; 3 — гайка |
- установите фланец крышки на обратной стороне блока цилиндров без радиального уплотнительного кольца, так его предварительно надо отцентрировать. Установите фланец с новой уплотнительной прокладкой приблизительно на его посадочное место и от руки затяните винты. Переместите фланец так, чтобы верхний край находился на расстоянии 0,3–0,8 мм ниже поверхности головки блока цилиндров ( рис. 92), и равномерно по окружности затяните винты 2 моментом 16 Н·м. Затяните гайки 3 датчика положения коленчатого вала моментом 21 Н·м;
- установите радиальное уплотнительное кольцо во фланец крышки и на коленчатый вал. Смажьте рабочую кромку уплотнительного кольца маслом и вставьте кольцо рукой в отверстие крышки. Для заправки используется пластинка, которую укрепляют на фланце коленчатого вала двумя винтами. В процессе равномерной затяжки винтов радиальное уплотнительное кольцо заправляется до тех пор, пока пластинка не коснется коленчатого вала;
- установите масляный поддон, как описано в разд. «Система смазки двигателя». Обратите внимание на различие между двигателями выпуска до и после мая 1998 г.;
- установите маховик в хорошо очищенном фланце коленчатого вала. Винты должны всегда заменяться новыми (покрыты герметиком). На фланце коленчатого вала и маховика должна быть видна маркировка;
- вставьте отвертку в зубцы зубчатого венца, чтобы законтрить коленчатый вал от проворачивания. Если масляный поддон монтируется после установки маховика, можно вставить также деревянную колодку между коленчатым валом и картером, чтобы законтрить вал. Попросите помощника поддержать двигатель и затяните винты равномерно по окружности моментом 112 Н·м (все двигатели). Таким же способом устанавливается приводной шкив автоматической коробки передач;
Примечание Если старое защитное средство для резьбы осталось в резьбовых отверстиях, удалите перед установкой маховика или приводного шкива. |
- установите сцепление, как это в соответствующем разделе. Винты затягивают моментом 30 Н·м;
- установите упорную шайбу на передний конец коленчатого вала и наденьте ведущую шестерню с надписью «Front», указывающей наружу. После установки ведущая шестерня должна находиться в положении, показанном на рис. 93. Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра установился примерно на 20 мм ниже ВМТ;
- установите головку блока цилиндров, распределительные валы и зубчатый приводной ремень, как описано в подразд. 2.5;
- установите крышки зубчатого приводного ремня. Затяните винты нижней и средней крышки моментом 7 Н·м. Оба вертикально вставленных винта верхней крышки затяните моментом 4 Н·м;
- вверните свечи зажигания;
- закрепите шкив водяного насоса (10 Н·м), наденьте ременный шкив коленчатого вала и закрепите его винтом (115 Н·м). При этом коленчатый вал нужно законтрить от проворачивания;
- установите вентилятор (10 Н·м) и закрепите вентиляционную проводку (23 Н·м);
- установите корпус термостата с новой уплотнительной прокладкой и затяните три винта моментом 21 Н·м. Также закрепите держатель катушки зажигания тремя винтами таким же моментом. Наденьте в нужной последовательности провода высокого напряжения на свечи зажигания;
- смажьте резиновое уплотнительное кольцо масляного фильтра моторным маслом и вверните фильтр до плотного прилегания уплотнительного кольца. Из этого положения рукой затяните еще на три четверти оборота;
- вверните и затяните пробку сливного отверстия с новым уплотнительным кольцом;
- установите выпускной коллектор с новой уплотнительной прокладкой и равномерно затяните девять гаек за несколько приемов моментом 16 Н·м;
- установите трубку для маслоизмерительного щупа. Установите впускной коллектор. Шланг отвода воздуха можно сразу присоединить к трубе коллектора;
- установите остальные детали и узлы, снятые с двигателя, в порядке, противоположном разборке. Залейте масло в двигатель.
Проверка осевого зазора (люфта) коленчатого вала
Осевой зазор коленчатого вала нужно проверять перед снятием вала и во время его сборки. Осевой зазор вала определяется на фланцах вкладышей подшипника среднего подшипника. Если он превышает максимально допустимый, замените упорные полукольца.
Проверку выполняйте в таком порядке:
- установите двигатель, как показано на рис. 94;
- установите стрелочный индикатор на стороне маховика на блоке. Установите измерительный штифт против фланца коленчатого вала или против маховика, если он установлен;
- установите отвертку на среднем подшипнике и отожмите коленчатый вал в любом направлении;
- установите стрелочный индикатор на нуль и отпустите коленчатый вал. Показанное значение будет осевым люфтом. Для замены вкладышей подшипников нужно снова разбирать коленчатый вал.