Рис. 301. Детали стартера: 1 — стартер в сборе; 2 — тяговое реле; 3 — крышка с регулировкой осевого зазора в подшипнике; 4 — щеткодержатель; 5 — якорь; 6 — приводная шестерня с муфтой свободного хода; 7 — крышка со стороны шестерни; 8 — вилка включения |
Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера. Как только ключ зажигания поворачивается в положение «старт», начинает подаваться напряжение через ключ зажигания (клемма «50») на тяговое реле, расположенное сверху стартера. Тяговое реле посредством вилки включения перемещает приводную шестерню на валу якоря с винтовыми шлицами в направлении зубчатого венца маховика двигателя. После начала вращения якоря стартера приводная шестерня входит в зацепление с зубчатым венцом маховика и начинает вращать коленчатый вал двигателя ( рис. 301).
Возможные неисправности стартера
Причина | Метод устранения |
Стартер с трудом вращает коленчатый вал или вообще не работает | |
Сигнальная лампа горит слабо или мерцает: | Пустите двигатель с помощью внешнего источника питания или с помощью буксировки автомобиля |
-разряжена батарея | |
-ненадежное контактное соединение на клеммах -батареи или окислены клеммы | Надежно закрепите провода на клеммах батареи и почистите контакты |
-стартер замыкает на корпус | Отдайте стартер в ремонт |
Сигнальная лампа горит ярко, слышны щелчки со стороны стартера (срабатывает тяговое реле), но коленчатый вал не вращается: | Отдайте стартер в ремонт |
ослабло крепление щеток в щеткодержателе | Отдайте стартер в ремонт или замените |
- подгорели (налипают) контакты тягового реле | Замените тяговое реле или отдайте стартер в ремонт |
-повреждены обмотки стартера | Отдайте стартер в ремонт или замените |
Сигнальная лампа горит ярко, не слышно щелчков срабатывания тягового реле: | Проверьте контактные соединения |
-ненадежное контактное соединение тягового реле | Закрепите контактное соединение |
-обрыв цепи от замка зажигания к тяговому реле | Проверьте цепь с помощью контрольной лампы |
Стартер работает, но коленчатый вал не вращается | |
Износилась приводная шестерня | Очистите шестерню или замените |
Заедания в механизме перемещения шестерни | Отдайте стартер в ремонт |
Поврежден зубчатый венец на маховике | Автомобиль с включенной одной передачей немного толкаем для смещения венца маховика. После этого можно снова попытаться пустить двигатель. Впоследствии замените поврежденные детали |
Тяговое реле включается и выключается, но коленчатый вал не вращается | |
Сильно разряжена батарея | Зарядите батарею |
Якорь стартера продолжает вращаться, несмотря на то, что ключ зажигания уже не находится в положении «старт» | |
Контакты тягового реле находятся в замкнутом состоянии | Выключите зажигание, снимите провод «массы» с отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Замените тяговое реле или стартер |
Шестерня привода не выходит из зацепления с маховиком после пуска двигателя | |
Дефектная возвратная пружина вилки включения, износился механизм привода шестерни | Выключите зажигание. Стартер проверьте на испытательном стенде. Замените поврежденные детали или стартер |