Рис. 12.0. Коробка передач iB5 в разрезе: 1 – первичный вал коробки передач; 2 – вторичный вал коробки передач; 3 – приводной вал; 4 – рычаг переключения передач; 5 – тяга переключения передач; 6 – шарнир равных угловых скоростей; 8 – вилка переключения передач; 9 – ведущая шестерня заднего хода; 10 – картер сцепления |
Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач и главной передачи. Величина усилия, передаваемого ведущим колесам, зависит от модели двигателя. Следует помнить, что каждый двигатель работает в определенном диапазоне значений частоты вращения коленчатого вала. Для того чтобы автомобиль при ускорениях и преодолении подъемов всегда развивал достаточное тяговое усилие, его оборудуют полностью синхронизированной пятиступенчатой коробкой передач. Тяговое усилие изменяется посредством перехода на различные передачи. В комбинации с двигателем Zetec 1,25i компания Ford предлагает также бесступенчатую автоматическую коробку передач (СТХ).
Передача крутящего момента
Двигатель развивает максимальный крутящий момент только в определенном диапазоне значений частоты вращения коленчатого вала. Коробка передач преобразует крутящий момент, передаваемый от двигателя по величине и направлению. Это необходимо для обеспечения оптимальной скорости, хорошей проходимости автомобиля, наиболее экономичной работы двигателя и движения автомобиля задним ходом. Для согласования относительно высокой частоты вращения коленчатого вала с низкой частотой вращения колес при трогании автомобиля с места используется первая передача с максимальным передаточным отношением. При включении четвертой и пятой передач дело обстоит как раз наоборот: на обеих передачах действует «ускоряющая передача», обеспечивающая движение автомобиля с максимальной скоростью.
Кроме того, коробка передач разобщает двигатель и трансмиссию во время остановки и стоянки автомобиля и при его движении по инерции с работающим двигателем.
Назначение сцепления
Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и предназначено для кратковременного разъединения и плавного соединения коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач при трогании автомобиля с места и в процессе движения во время переключения передач без шума и риска повреждения деталей.
На автомобили Fiesta устанавливают и бесступенчатые автоматические коробки передач СТХ. Роль сцепления здесь выполняет гидротрансформатор. Он синхронизирует временные различия в частоте вращения. В автомобиле Fiesta СТХ во время движения не надо вручную переключать передачи — автоматика выполнит это все за вас.
Рис. 12.1. Сцепление автомобилей Fiesta: 1 – маховик; 2 – ведомый диск сцепления; 3 – нажимной диск сцепления с диафрагменной пружиной |
На всех моделях автомобилей Fiesta устанавливают однодисковое сухое сцепление, которое состоит из маховика 1 ( рис. 12.1), ведомого 2 и нажимного 3 дисков сцепления, центральной диафрагменной пружины и кожуха.
Функции главной передачи
Главная передача — последнее передаточное звено между двигателем и ведущими колесами. Ее задача заключается в уменьшении частоты вращения, передаваемой от коробки передач, для увеличения крутящего момента и одновременного распределения его между ведущими колесами.