Система зажигания предназначена для воспламенения топливовоздушной смеси в каждом цилиндре в точно установленный момент времени. В бензиновых двигателях это достигается за счет электрической искры (электрического разряда), создаваемой между электродами свечи зажигания.
Надежная работа зажигания во всем диапазоне работы двигателя является существенным фактором для эффективной работы каталитического нейтрализатора.
Бензиновые двигатели старых моделей были разработаны с использованием систем зажигания, состоящих из катушки зажигания, прерывателя-распределителя зажигания, конденсатора, ротора распределителя, контактов прерывателя и высоковольтных проводов. Обычные системы зажигания вырабатывали искру зажигания в верхней области частоты вращения коленчатого вала немного раньше, как раз перед верхней мертвой точкой поршня, в такте сжатия. Говоря по-другому: вспомогательные узлы двигателя, прежде всего, узлы подготовки топливовоздушной смеси, должны были настраиваться на статическую мощность системы зажигания. При электронном управлении двигателем это существенно изменилось. Электронные системы образуют чрезвычайно гибкие соединения, например, с узлами подготовки топливовоздушной смеси. Для любителей это означает, что в интегрированных с управлением двигателем системах зажигания почти не осталось мест, где можно проводить ремонт и регулировку своими силами.
Искровой разряд между электродами свечи зажигания, определяющий момент зажигания, должен происходить в строго определенный момент. Наиболее эффективно сгорание топливной смеси происходит тогда, когда она сильно сжата в замкнутом объеме. В четырехтактных двигателях внутреннего сгорания максимальное сжатие достигается, когда поршень заканчивает движение вверх в такте сжатия и начинается его движение вниз, т.е. рабочий ход, при котором происходит сгорание и расширение смеси. При частоте вращения коленчатого вала двигателя 6000 мин -1 в каждом цилиндре должно происходить 100 искровых разрядов за 1 с.
Рис. 9.1. Подсоединение высоковольтных проводов к крышке распределителя, обеспечивающее требуемую последовательность зажигания |
В связи с использованием системы зажигания без механического распределителя подсоединения проводов к свечам зажигания необходимо проводить в соответствии с рис. 9.1.