Первичный вал коробки передач
Разборка
Рис. 4.79. Детали первичного и вторичного валов: 1 — стопорное кольцо первичного вала; 2 — зубчатое кольцо синхронизатора пятой передачи; 3 — муфта синхронизатора пятой передачи; 4 — пружина синхронизатора пятой передачи; 5 — сухарь синхронизатора; 6 — ступица синхронизатора пятой передачи; 7 — зубчатое кольцо синхронизатора пятой передачи; 8 — шестерня пятой передачи первичного вала; 9 — подшипник пятой передачи первичного вала; 10 — втулка шестерни пятой передачи первичного вала; 11 — левый подшипник первичного вала; 12 — шестерня четвертой передачи первичного вала; 13 — зубчатое колесо синхронизатора четвертой передачи; 14 — подшипник четвертой передачи первичного вала; 15 — муфта синхронизатора 3—4 передач; 16 — пружина синхронизатора 3—4 передач; 17 — сухарь синхронизатора 3—4 передач; 18 — ступица синхронизатора 3—4 передач; 19 — зубчатое колесо синхронизатора третьей передачи; 20 — шестерня третьей передачи первичного вала; 21 — подшипник третьей передачи первичного вала; 22 — первичный вал; 23 — правый подшипник первичного вала; 24 — сальник первичного вала; 25 — болт крепления вала шестерни задней передачи; 26 — вал шестерни задней передачи; 27 — шестерня задней передачи; 28 — гайка вторичного вала; 29 — шестерня пятой передачи вторичного вала; 30 — регулировочная прокладка подшипника вторичного вала; 31 — левый подшипник вторичного вала; 32 — шестерня четвертой передачи вторичного вала; 33 — втулка шестерен 3—4 передач вторичного вала; 34 — шестерня третьей передачи вторичного вала; 35 — шестерня второй передачи вторичного вала; 36 — зубчатое колесо синхронизатора второй передачи; 37 — подшипник шестерни второй передачи вторичного вала; 38 — стопорное кольцо синхронизатора 1—2 передач; 39 — муфта синхронизатора 1—2 передач; 40 — пружина синхронизатора 1—2 передач; 41 — сухарь синхронизатора 1—2 передач; 42 — ступица синхронизатора 1—2 передач; 43 — зубчатое колесо синхронизатора первой передачи; 44 — шестерня первой передачи вторичного вала; 45 — подшипник первой передачи вторичного вала; 46 — вторичный вал; 47 — правый подшипник вторичного вала |
Детали первичного и вторичного валов приведены на рис. 4.79.
Снимите коробку передач.
Рис. 4.80. Использование приспособления DW09921—57810 для снятия правого подшипника (1) первичного вала |
Расположите правый подшипник 1 первичного вала на съемнике DW09921—57810 и снимите его ( рис. 4.80).
Рис. 4.81. Использование приспособления DW09921—57810 для снятия втулки (1), левого подшипника (2) и шестерни пятой передачи (3) |
Расположите шестерню пятой передачи на съемнике подшипника DW09921—57810, выпрессуйте вал и снимите втулку 1 ( рис. 4.81) шестерни пятой передачи, левый подшипник 2 и шестерню пятой передачи 3.
Снимите подшипник шестерни четвертой передачи.
Снимите зубчатое кольцо и волновую пружину синхронизатора четвертой передачи ( рис. 4.82).
Снимите стопорное кольцо синхронизатора третьей-четвертой передач ( рис. 4.83).
Рис. 4.84. Использование приспособления DW09921—57810 для снятия ступицы (1) синхронизатора третьей-четвертой передач в сборе и шестерни третьей передачи и зубчатого кольца синхронизатора (2) |
Расположите шестерню пятой передачи на съемнике подшипника DW09921—57810, выпрессуйте вал и снимите ступицу 1 ( рис. 4.84) синхронизатора третьей-четвертой передач в сборе и шестерню третьей передачи и зубчатое кольцо синхронизатора 2.
Разберите ступицу третьей-четвертой передач в следующем порядке:
Рис. 4.85. Снятие ступицы (1) третьей-четвертой передач, муфты синхронизатора и сухаря (2) и пружины синхронизатора (3) |
- снимите ступицу 1 ( рис. 4.85);
- снимите муфту синхронизатора и сухарь 2;
- снимите пружины синхронизатора 3.
Снимите подшипник 1 ( рис. 4.86) шестерни третьей передачи первичного вала.
Совместите зубчатое кольцо синхронизатора с шестерней и измерьте зазор как показано на рис. 4.87. Номинальное значение зазора 1,0 мм, предельно допустимое значение — 0,5 мм. Если измеренная величина меньше предельно допустимой, замените зубчатое кольцо синхронизатора.
Проверьте совмещение конуса. При ненормальной работе синхронизатора соединение между внутренней поверхностью зубчатого кольца и конусом рассматривается частично дефектной несмотря на правильный зазор между шестерней и зубчатым кольцом. Поэтому конус и внутреннюю поверхность зубчатого кольца следует проверить. Внутренняя поверхность зубчатого кольца должна быть гладкой. Поверхность черного цвета ненормальная; если проверка сложная, выполните проверку после нанесения свинцового сурика. Конус может иметь волнообразный износ.
Проверьте ширину паза сухаря зубчатого кольца синхронизатора ( рис. 4.88). Номинальные и предельно допустимые величины ширины приведены в табл. 4.8. Если ширина превышает предельно допустимую величину, замените зубчатое кольцо синхронизатора.
Проверьте износ зубчатого кольца синхронизатора, при необходимости, замените его.
Таблица 4.8 Величины ширины паза сухаря зубчатого кольца синхронизатора
Шестерня | Ширина паза сухаря, мм | |
номинальная | предельно допустимая | |
1-й передачи | 8,2 | 8,6 |
2-й, 3-й, 4-й передач | 9,6 | 10,0 |
5-й передачи | 9,4 | 9,8 |
Проверьте на отсутствие износа сухарь синхронизатора 1 ( рис. 4.89).
Проверьте на отсутствие ослабления, повреждений или поломки пружины 2.
Сборка
Рис. 4.90. Установка подшипника (1) шестерни третьей передачи и зубчатого кольца (2) синхронизатора третьей передачи |
Нанесите тонкий слой трансмиссионного масла и установите подшипник 1 ( рис. 4.90) шестерни третьей передачи и зубчатое кольцо 2 синхронизатора третьей передачи.
Соберите ступицу синхронизатора третьей-четвертой передач в следующем порядке:
- установите пружины синхронизатора в ступицу;
Рис. 4.91. Установка ступицы синхронизатора третьей-четвертой передачи: 1 — ступица; 2 — муфта; А и В — выступание пружины и сухаря синхронизатора |
- установите сухарь синхронизатора. В случае сборки муфты синхронизатора и ступицы, необходимо соблюдение условия А=В ( рис. 4.91);
- установите ступицу 1 в муфту 2.
Рис. 4.92. Использование молотка и инструмента DW09940—53111 для установки ступицы синхронизатора третьей-четвертой передач в сборе (1) на первичный вал |
Используя молоток и инструмент DW 09940—53111, установите ступицу синхронизатора третьей-четвертой передач в сборе 1 ( рис. 4.92) на первичный вал.
Расположите наиболее длинную часть фланца ступицы по направлению к шестерне третьей передачи и совместите сухарь и канавку на зубчатом кольце. При перепрессовке зубья шестерни могут быть повреждены.
Установите стопорное кольцо синхронизатора третьей-четвертой передач (см. рис. 4.83). Совместите канавку на зубчатом кольце с сухарем ступицы и установите зубчатое кольцо синхронизатора четвертой передачи и волновую пружину.
Установите подшипник 1 ( рис. 4.93) четвертой передачи первичного вала и шестерню 2 четвертой передачи.
Рис. 4.94. Установка на первичный вал втулки шестерни пятой передачи (1) и левого подшипника (2) первичного вала |
Используя молоток и инструмент DW 09925—98221, установите на вал втулку шестерни пятой передачи 1 ( рис. 4.94) и левый подшипник 2 первичного вала.
Используя молоток и инструмент DW 09925—9822, установите на вал правый подшипник 1 ( рис. 4.95).
Установите зубчатый механизм.
Вторичный вал коробки передач
Разборка
Снимите зубчатый механизм.
Рис. 4.96. Использование приспособления DW 09921—57810 для снятия левого подшипника (1) вторичного вала и шестерни пятой передачи (2) |
Снимите правый подшипник вторичного вала. Расположите шестерню пятой передачи на приспособлении DW 09921—57810 и выпрессуйте левый подшипник 1 ( рис. 4.96) вторичного вала и шестерню пятой передачи 2.
Снимите втулку третьей-четвертой передач вторичного вала.
Рис. 4.97. Использование приспособления DW 09921—57810 для снятия шестерни третьей (1) и второй (2) передачи |
Расположите шестерню пятой передачи на приспособлении DW 09921—57810 и выпрессуйте шестерни третьей 1 ( рис. 4.97) и второй 2 передачи.
Снимите подшипник шестерни второй передачи вторичного вала.
Снимите зубчатое колесо шестерни второй передачи.
Снимите стопорное кольцо синхронизатора первой-второй передач ( рис. 4.98).
Рис. 4.99. Использование приспособления DW 09921—57810 для снятия ступицы синхронизатора в сборе (1) и шестерни первой передачи/зубчатого кольца синхронизатора первой передачи (2) |
Расположите шестерню пятой передачи на приспособлении DW 09921—57810 и выпрессуйте ступицу синхронизатора в сборе 1 ( рис. 4.99) и шестерню первой передачи/ зубчатое кольцо синхронизатора первой передачи 2.
Снимите зубчатое кольцо синхронизатора первой передачи с шестерни первой передачи.
Разберите ступицу первой-второй передач в следующем порядке:
Рис. 4.100. Снятие ступицы (1) первой-второй передач, муфты синхронизатора и сухаря (2) и пружины синхронизатора (3) |
-снимите ступицу 1 ( рис. 4.100);
-снимите муфту синхронизатора и сухарь 2;
-снимите пружины синхронизатора 3.
Снимите подшипник первой передачи вторичного вала ( рис. 4.101).
Проверьте муфту на ненадлежащую работу после сборки ступицы и муфты.
Проверьте на отсутствие износа ступицу и муфту.
Сборка
Рис. 4.102. Установка на вторичный вал подшипника (1) шестерни первой передачи, шестерни (2) первой передачи и зубчатого колеса синхронизатора (3) первой передачи |
Нанесите слой трансмиссионного масла и установите на вторичный вал подшипник 1 ( рис. 4.102) шестерни первой передачи, шестерню 2 первой передачи и зубчатое колесо синхронизатора 3 первой передачи.
Рис. 4.103. Ширина канавки для сухаря: А = 8,2 мм — первого зубчатого кольца синхронизатора; В = 9,6 мм — второго зубчатого кольца синхронизатора |
Будьте осторожны, так как имеется разница в ширине канавки для сухаря между первым и вторым зубчатыми кольцами синхронизатора ( рис. 4.103). Ширина канавки для сухаря первого зубчатого кольца синхронизатора равна 8,2 мм, а для второго зубчатого кольца синхронизатора — 9,6 мм.
Соберите ступицу синхронизатора первой-второй передачи в следующем порядке:
-установите пружины синхронизатора в ступицу;
Рис. 4.104. Установка ступицы синхронизатора первой-второй передачи: 1 — ступица; 2 — муфта; А и В — выступание пружины и сухаря синхронизатора |
-установите сухарь синхронизатора. В случае сборки муфты синхронизатора и ступицы, необходимо соблюдение условия А=В ( рис. 4.104);
-установите ступицу 1 в муфту 2.
Рис. 4.105. Использование инструментов DW09940—53111 и КМ466—А для установки ступицы синхронизатора первой-второй передач в сборе (1) на вторичный вал |
Используя инструменты DW 09940— 53111 и КМ466—А, установите ступицу синхронизатора первой-второй передач в сборе 1 ( рис. 4.105) на вторичный вал. Расположите сухарь синхронизатора в канавке зубчатого кольца синхронизатора.
Установите второе зубчатое колесо, совместив второе зубчатое колесо с сухарем.
Установите стопорное кольцо первого-второго зубчатых колец синхронизатора (см. рис. 4.98).
Установите подшипник 1 ( рис. 4.106) и шестерню 2 второй передачи.
Рис. 4.107. Использование молотка и инструмента DW09913—80112 для установки втулки шестерен четвертой-пятой передач (1) и шестерни третьей передачи (2) |
Используя молоток и инструмент DW 09913—80112, установите на вторичный вал втулку шестерен четвертой-пятой передач 1 ( рис. 4.107) и шестерню третьей передачи 2.
Рис. 4.108. Использование молотка и инструмента DW09925—98221 для установки на вторичный вал шестерни четвертой передачи (1) |
Используя молоток и инструмент DW 09925—98221, установите на вторичный вал шестерню четвертой передачи 1 ( рис. 4.108).
Рис. 4.109. Использование молотка и инструмента DW09925—98221 для установки левого подшипника (1) на вторичный вал |
Используя молоток и инструмент DW 09913—80112, установите левый подшипник 1 ( рис. 4.109) на вторичный вал.
Установите правый подшипник на вторичный вал.
Установите зубчатый механизм.
Вилки переключения передач
Разборка
Рис. 4.110. Вилки переключения передач: 1 — вал переключения передач в сборе; 2 — болт блокировки переключения; 3 — рычаг переключения передач; 4 — рычаг выбора передач в сборе; 5 — пыльник вала переключения передач; 6 — механизм управления переключением передач; 7 — направляющий болт переключения; 8 — направляющая пластина механизма управления переключением передач; 9 — прокладка механизма управления переключением передач; 10 — вилка переключения первой-второй передач; 11 — вал переключения первой-второй передач; 12 — шарик/пружина вала переключения первой-второй передач; 13 — кулачок переключения первой-второй передач; 14 — кулачок переключения третьей-четвертой передач; 15 — шарик/пружина вала переключения третьей-четвертой передач; 16 — вал переключения третьей-четвертой передач; 17 — вилка переключения третьей-четвертой передач; 18 — рычаг переключения задней передачи; 19 — шарик пятой/задней передач; 20 — шарик/пружина вала переключения пятой/ задней передач; 21 — направляющие шарик/пружина вала переключения задней передачи; 22 — вал переключения пятой/задней передач; 23 — кулачок переключения пятой/ задней передач; 24 — направляющий шарик вилки переключения пятой передачи; 25 — вилка переключения пятой передачи; 26 — рычаг переключения задней передачи |
Вилки переключения передач показаны на рис. 4.110.
Снимите зубчатый механизм.
Снимите каждый вал переключения в сборе с зубчатого механизма.
Разберите вал переключения первой-второй передач в следующем порядке:
-закрепите вал переключения первой-второй передач в сборе в тисках с мягкими губками;
Рис. 4.111. Использование молотка и зубила для снятия пальца вилки переключения первой-второй передач |
- молотком и зубилом выбейте палец ( рис. 4.111) вилки переключения первой-второй передач;
Рис. 4.112. Расположение пальца (1) вилки переключения первой-второй передач (2) и пальца (3) кулачка переключения шестерни первой-второй передач (4) |
-снимите вилку 2 ( рис. 4.112) переключения шестерни первой-второй передач;
-молотком и зубилом выбейте палец 3 кулачка переключения шестерни первой-второй передач;
-снимите кулачок 4 переключения шестерни первой-второй передач.
Разберите вал переключения третьей-четвертой передач в сборе в следующем порядке:
-закрепите вал переключения третьей-четвертой передач в сборе в тисках с мягкими губками;
Рис. 4.113. Расположение пальца (1) вилки переключения третьей-четвертой передач (2) и пальца (3) кулачка переключения шестерни третьей-четвертой передач (4) |
-молотком и зубилом выбейте палец 1 ( рис. 4.113) вилки переключения третьей-четвертой передач;
-снимите вилку переключения третьей-четвертой передач 2;
-молотком и зубилом выбейте палец 3 (см. рис. 4.113) кулачка переключения третьей-четвертой передач;
-снимите вилку переключения третьей-четвертой передач 4.
Разберите вал переключения пятой—задней передач в сборе в следующем порядке:
Рис. 4.114. Снятие вала переключения (1) и шарика (2) шестерни пятой—задней передач и направляющего шарика и пружины (3) переключения задней передачи |
-нажмите и снимите вал переключения без кулачка 1 ( рис. 4.114);
-снимите шарик 2 шестерни пятой-задней передач и направляющие шарик и пружину 3 переключения задней передачи;
-закрепите вал переключения в тисках с мягкими губками;
Рис. 4.115. Расположение пальца (1) кулачка переключения задней передачи (2) и пальца (4) кулачка переключения пятой передачи (3) |
-молотком и зубилом выбейте палец 1 ( рис. 4.115) кулачка переключения задней передачи;
-снимите кулачок 2 переключения задней передачи;
-молотком и зубилом выбейте палец 4 кулачка переключения пятой передачи;
-снимите кулачок 3 переключения пятой передачи.
Проверьте на отсутствие изгиба, деформации или повреждения вала переключения и, при необходимости, замените вал.
Измерьте толщину конца вилки переключения ( рис. 4.116). Номинальные и предельно допустимые величины толщины конца вилки переключения приведены в табл. 4.9. Если ширина ниже предельно допустимой величины, замените вилку.
Таблица 4.9 Толщины конца вилки переключения
Вилка переключения | Толщина конца вилки переключения, мм | |
номинальная | предельно допустимая | |
Первой-второй передачи | 8,7 | 8,1 |
Третьей-четвертой передачи | 7,8 | 7,2 |
Пятой передачи | 7,8 | 7,2 |
Сборка
Сборку вилок переключения передач проводите в последовательности, обратной снятию. При сборке устанавливайте новые пальцы крепления вилок и кулачков.
Дифференциал
Разборка
Рис. 4.117. Детали дифференциала и картера коробки передач: 1 — ведомая шестерня спидометра; 2 — пробка для проверки уровня масла; 3 — левая прокладка; 4 — крышка картера; 5 — выключатель фонаря заднего хода; 6 — правый картер коробки передач; 7 — пластина; 8 — левый картер коробки передач; 9 — пробка слива масла; 10 — пластина с канавкой для масла; 11 — пластина боковая; 12 — боковая крышка; 13 — зубчатое колесо дифференциала; 14 — левый сальник дифференциала; 15 — левый подшипник дифференциала; 16 — картер дифференциала; 17 — шестерня привода спидометра; 18 — левый подшипник дифференциала; 19 — правый сальник дифференциала; 20 — палец вала шестерни дифференциала; 21 — регулировочная прокладка сателлита; 22 — сателлит; 23 — вал шестерни дифференциала; 24 — шестерня дифференциала; 25 — шайба шестерни дифференциала |
Детали дифференциала и картера коробки передач показаны на рис. 4.117.
Снимите дифференциал в сборе.
Снимите зубчатое колесо дифференциала в следующем порядке:
- закрепите дифференциал в сборе в тисках с мягкими губками;
- выверните болты 1 ( рис. 4.118);
- снимите зубчатое колесо 2.
Молотком и зубилом выбейте палец шестерни дифференциала ( рис. 4.119).
Извлеките вал 1 ( рис. 4.120) из коробки дифференциала.
Снимите шестерни и сателлиты в следующем порядке:
Рис. 4.121. Расположение шестерни и шайбы (1), сателлитов (2) и регулировочных прокладок (3) сателлитов |
- вращая сателлит, снимите шестерни и шайбы 1 ( рис. 4.121);
- снимите сателлиты 2;
- снимите регулировочные прокладки 3 с сателлитов.
Рис. 4.122. Использование съемника DW 220—020А—01 и держателя подшипника дифференциала DW220—020А—02 для снятия правого подшипника дифференциала и шестерни привода спидометра (1) |
Используя съемник DW220—020А—01 и держатель подшипника дифференциала DW220—020А—02, снимите правый подшипник дифференциала и шестерню привода спидометра 1 ( рис. 4.122).
Рис. 4.123. Использование съемника DW 220—020А—01 и держателя подшипника дифференциала DW 220—020А—03 для снятия левого подшипника дифференциала (1) |
Используя съемник DW220—020А—01 и держатель подшипника дифференциала DW220—020А—03, снимите левый подшипник дифференциала 1 ( рис. 4.123).
Измерьте люфт боковой опоры дифференциала по оси сателлита 1 ( рис. 4.124). Номинальное значение люфта 0,05 мм, предельно допустимое значение — 0,33 мм. Если люфт превышает предельно допустимое значение, замените сателлит.
Проверьте на отсутствие износа или задиров регулировочной прокладки опоры.
Сборка
Нанесите слой трансмиссионного масла на внутренние детали: подшипник, шайбу, регулировочную прокладку и т. д.
Рис. 4.125. Использование инструмента 09913—76010 и молотка для установки левого подшипника (1) дифференциала |
Используя инструмент 09913—76010 и молоток, установите левый подшипник 1 ( рис. 4.125) дифференциала.
Рис. 4.126. Использование инструмента 09913—76010 и молотка для установки шестерни привода спидометра (1) и правого подшипника дифференциала (2) |
Используя инструмент 09913—76010 и молоток, установите шестерню привода спидометра 1 ( рис. 4.126) и правый подшипник дифференциала 2.
Установите сателлиты и шестерни в следующем порядке:
- введите регулировочную прокладку опоры в сателлиты;
- установите сателлиты 1 ( рис. 4.127);
- установите шестерни и шайбы 2.
Установите палец и вал шестерни в следующем порядке:
- вращая, установите вал 1 ( рис. 4.128) внутрь отверстия шестерни;
- зубилом и молотком запрессуйте новый палец 2.
Закрепите коробку дифференциала в тисках с мягкими губками.
Установите зубчатое колесо 1 ( рис. 4.129) и закрепите болтами, затянув их моментом 80—100 Н·м.
Установите дифференциал в сборе.