Коробка передач преобразует крутящий момент, передаваемый от двигателя, по величине и направлению, для обеспечения оптимальной скорости и проходимости автомобиля, для наиболее экономичной работы двигателя и для движения автомобиля задним ходом. Коробка передач разобщает двигатель и трансмиссию во время остановки и стоянки автомобиля и при его движении по инерции с работающим двигателем.
Детали коробки передач размещены в картере, который болтами крепится к задней части двигателя.
Крутящий момент от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач. Вторичный вал коробка передач передает крутящий момент через дифференциал к валам привода. Включение передачи осуществляется перемещением скользящей муфты синхронизатора. В результате шестерня жестко соединяется с валом коробки передач.
Механизм блокировки переключения на заднюю передачу
Этот механизм предотвращает переключение непосредственно с пятой передачи на заднюю при движении автомобиля. Для предотвращения переключения на заднюю передачу в нейтральном положении направляющий болт препятствует кулачку переключения.
В случае переключения на пятую передачу вал переключения и выбора передачи поворачивается направо, тем самым кулачок отдаляется в сторону от направляющего болта и двигается наверх возвращая пружину. Поэтому переключение в заднюю передачу в этом положении невозможно из-за направляющего болта ( рис. 4.22).
При переключении с нейтрального положения рычага на заднюю передачу между пятой и задней передачей кулачок переключения поворачивается налево и переключение становится возможным ( рис. 4.23).
Дифференциал
Дифференциал объединен с картером коробки передач и устанавливается на шасси вместе с двигателем. Он изменяет направление подачи мощности и увеличивает крутящий момент уменьшая скорость.
Главная передача устанавливается параллельно приводным валам и является косозубой цилиндрической зубчатой передачей.
Технические данные коробки передач приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4 Технические данные коробки передач
Описание | Номинальное значение | Предельно допустимое значение |
Передаточное число | ||
первой передачи | 3,818 | |
второй передачи | 2,210 | |
третьей передачи | 1,423 | |
четвертой передачи | 1,029 | |
пятой передачи | 0,837 | |
передачи заднего хода | 3,583 | |
Общее передаточное число | 4,444 | |
Емкость масла, л | 2,1 | |
Классификация трансмиссионного масла | 78W-85 | |
Ширина шпоночной канавки кольца синхронизатора, мм: | ||
1-й передачи | 8,2 | 8,6 |
2-й, 3-й, 4-й передач | 9,6 | 10,0 |
5-й передачи | 9,4 | 9,8 |
Толщина конца вилки переключения, мм: | ||
вилка переключения 1-й - 2-й передачи | 8,7 | 8,1 |
вилка переключения 3-й - 4-й передачи | 7,8 | 7,2 |
вилка переключения 5-й передачи | 7,8 | 7,2 |
Зазор между шестерней и кольцом синхронизатора, мм | 1,0 | 0,5 |
Зазор между обоймой и вилкой переключения, мм | 0,2-0,6 | 1,0 |
Люфт опоры боковой шестерни дифференциала, мм | 0,05-0,33 | - |
Передаточное число шестерни спидометра (ведомого/ведущего), мм | 17/18 | - |
Моменты затяжки коробки передач приведены в табл. 4.5.
Таблица 4.5 Моменты затяжки коробки передач, Н·м
Болт крепления вала переключения 5-й передачи/ передачи заднего хода | 10-16 |
Гайка включателя фонаря заднего хода | 15-18 |
Гайка крепления шестерни пятой передачи на вторичном вале | 60-80 |
Болт крепления датчика положения коленчатого вала | 5-8 |
Болт крепления зубчатого венца дифференциала | 80-100 |
Болт крепления переднего кронштейна двигателя (со стороны блока цилиндров) | 35-41 |
Болт крепления передней демпферной втулки двигателя (со стороны поперечной балки) | 35-41 |
Болты крепления передней демпферной втулки двигателя (со стороны поперечной балки) | 45-55 |
Болт/ гайка крепления передней демпферной втулки двигателя (со стороны кронштейна) | 68-83 |
Гайка крепления приемной выхлопной трубы (со стороны выпускного коллектора/ со стороны глушителя) | 25-35 |
Болт крепления кожуха управления переключением передач | 18-28 |
Болт крепления рычага переключением передач | 4-7 |
Болт крепления вала переключения 3-й - 4-й передач | 10-16 |
Болт крепления вала переключения 1-й - 2-й передач | 10-16 |
Пробка слива масла | 25-30 |
Пробка проверки уровня масла | 36-54 |
Болты крепления кронштейна нижнего шланга радиатора | 8-15 |
Болт крепления вала свободной шестерни заднего хода | 18-28 |
Болт крепления рычага переключения заднего хода | 18-28 |
Гайка крепления троса переключения (со стороны рычага переключения) | 8-12 |
Болт крепления рычага переключения | 18-28 |
Винт крепления боковой крышки | 6-7 |
Болт крепления направляющей переключения | 18-28 |
Болт блокировки переключения | 18-28 |
Болт крепления боковой крышки | 8-12 |
Болт крепления ведомой шестерни спидометра | 4-7 |
Болт крепления двигателя стартера | 18-28 |
Болт крепления картера коробки передач | 15-22 |
Болт крепления левой крышки картера коробки передач | 8-12 |
Нижние болт и гайка крепления коробки передач (со стороны двигателя) | 55-65 |
Болт крепления коробки передач (со стороны кузова) | 45-55 |
Болт и гайка крепления коробки передач со стороны коробки передач | 55-65 |
Верхний болт крепления коробки передач (со стороны двигателя) | 55-65 |
Болт нижней крышки коробки передач | 35-55 |