При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть также из-за коробления головки блока вследствие перегрева.
Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия ремня привода газораспределительного механизма (см. «Замена и регулировка натяжения ремня привода газораспределительного механизма и замена его натяжного ролика»), шкива распределительного вала (см. «Замена сальника распределительного вала»), задней крышки привода газораспределительного механизма (см. «Снятие и установка масляного насоса»), крышки головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»), а также торцовая головка «на 13», ключи «на 12», «на 14», «на 19», динамометрический ключ.
1. Снизьте давление в системе питания, если выполняете работу сразу после поездки (см. «Снижение давления в системе питания»).
2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
3. Слейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
| |
4. Ослабьте хомут крепления шланга подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя, сжав его отогнутые ушки, сдвиньте хомут по шлангу… | 5. …и снимите шланг с патрубка впускной трубы. |
6. Ослабьте натяжение ремня привода генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления и снимите ремень со шкива генератора (см. «Замена ремня привода генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления»).
7. Выверните болт крепления натяжной планки генератора и отведите генератор от двигателя, повернув его на кронштейне.
8. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»).
| |
9. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика 1 указателя температуры охлаждающей жидкости и отсоедините держатель 2 моторного жгута от кронштейна. | 10. Перекусите бокорезами (или разрежьте ножом) хомут крепления провода к шлангу, отведите моторный жгут в сторону, чтобы он не мешал работе… |
ПРИМЕЧАНИЕ Хомут одноразового использования. При сборке не забудьте заменить его новым хомутом, чтобы провод был обязательно закреплен. |
11. …и разъедините колодку жгута проводов датчика концентрации кислорода.
12. Снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра, глушителя шума впуска и воздуховода»).
13. Снимите ремень привода газораспределительного механизма (см. «Замена и регулировка натяжения ремня привода газораспределительного механизма и замена его натяжного ролика»).
| |
14. Выверните болт крепления зубчатого шкива распределительного вала, удерживая шкив от проворачивания, как показано на фото, вставленными в отверстия шкива рукоятками пассатижей и большой отверткой… | 15. …а затем снимите шкив. |
| |
16. Ослабьте хомут крепления шланга радиатора к крышке термостата… | 17. …и снимите его с патрубка крышки. |
18. Снимите заднюю крышку привода газораспределительного механизма (см. «Снятие и установка масляного насоса»).
| |
19. Отсоедините колодки моторного жгута проводов от датчика положения дроссельной заслонки… | 20. …регулятора холостого хода... |
| |
21. …и форсунок. | 22. Извлеките из паза сектора дроссельного узла наконечник троса привода дроссельной заслонки… |
23. …а из прорези кронштейна — резиновый демпфер троса и отведите трос в сторону.
24. Отсоедините шланги системы вентиляции картера от крышки головки блока цилиндров, корпуса распределительного вала, воздухоподводящего рукава и впускной трубы (см. «Очистка системы вентиляции картера»).
| |
25. Снимите воздухоподводящий рукав, отсоединив его от патрубка дроссельного узла (см. «Снятие и установка дроссельного узла» ). | 26. Отсоедините колодки жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем… |
| |
27. …и электромагнитного клапана системы рециркуляции отработавших газов. | 28. Отсоедините от штуцера регулятора давления топлива шланг слива… |
29. …а от топливного фильтра — отводящий шланг, сжав фиксаторы запорных элементов наконечников шлангов.
ПРИМЕЧАНИЕ Необходимость отсоединения шланга от топливного фильтра, а не от рампы вызвана тем, что для отсоединения его от рампы требуется специальное приспособление (см. «Снятие и установка топливной рампы» ), пользоваться которым целесообразно только при замене шланга. |
| |
30. Отсоедините от патрубков дроссельного узла шланги подвода и слива охлаждающей жидкости, ослабив хомуты их крепления (см. «Снятие и установка дроссельного узла» ). | 31. Отсоедините от патрубков дроссельного узла шланг продувки адсорбера… |
| |
32. …а от впускной трубы — шланг к датчику абсолютного давления. | 33. Ослабьте хомут крепления шланга вакуумного усилителя тормозов, сжав пассатижами его отогнутые ушки, сдвиньте хомут по шлангу… |
| |
34. …и отсоедините шланг от впускной трубы. | 35. Отсоедините колодку жгута проводов от катушки зажигания. |
| |
36. Снимите со свечей зажигания наконечники высоковольтных проводов и снимите провода, вынув их из гнезд катушки зажигания. | 37. Ослабьте затяжку нижнего болта крепления поддерживающего кронштейна впускной трубы… |
Рис. 5.4 . Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров |
| |
38. …выверните два верхних болта крепления поддерживающего кронштейна… | 39. …и выведите из-под кронштейна держатель шлангов системы охлаждения. |
| |
40. Отсоедините приемную трубу от выпускного коллектора (см. «Замена приемной трубы» ). | 41. Выверните десять болтов крепления головки блока цилиндров к блоку в последовательности, обратной той, что показана на рис. 5.4 , в три приема: выверните болты на пол-оборота, выверните болты еще на пол-оборота, окончательно выверните болты. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Болты крепления головки блока цилиндров можно отворачивать только на холодном двигателе. |
42. Извлеките болты и снимите корпус распределительного вала…
43. …головку блока цилиндров в сборе с впускной трубой и выпускным коллектором…
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая. |
| |
44. …и ее прокладку. | 45. Очистите привалочные поверхности головки блока и блока цилиндров (поверхности должны быть сухими и чистыми)… |
46. …и удалите масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Если не удалить масло из резьбовых отверстий под болты крепления головки блока, то при затяжке болтов в блоке цилиндров могут появиться трещины, так как масло несжимаемое. |
47. Установите на блок цилиндров новую прокладку, отцентрировав ее по двум направляющим втулкам.
48. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
– обязательно замените прокладку головки блока новой, повторное использование ее не допускается;
– обязательно замените новыми болты крепления головки блока, так как они деформируются при затяжке и для повторного использования не пригодны.
Затягивайте болты на холодном двигателе в последовательности, показанной на рис. 5.4, в пять этапов: 1-й — затяните болты моментом 25 Н·м (2,5 кгс·м); 2-й — доверните болты на угол 60°; 3-й — дополнительно доверните болты на угол 60°; 4-й — еще дополнительно доверните болты на угол 60°; 5-й — окончательно заверните болты на угол 10°;
ПРИМЕЧАНИЕ После первого пуска собранного двигателя, прогрева его до рабочей температуры и полного остывания после остановки доверните дополнительно болты крепления головки блока цилиндров на угол 30–50°. |
– замените новой прокладку приемной трубы системы выпуска отработавших газов, деформируемую при затяжке гаек крепления.
49. Установите все детали и узлы в порядке, обратном снятию.
50. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма (см. «Замена и регулировка натяжения ремня привода газораспределительного механизма и замена его натяжного ролика»).
51. Отрегулируйте натяжение ремней привода генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления (см. «Проверка и регулировка натяжения ремня привода генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления»), а также компрессора кондиционера (см. «Проверка и регулировка натяжения ремня привода компрессора кондиционера»).
52. Отрегулируйте трос привода дроссельной заслонки (см. «Регулировка и замена троса привода дроссельной заслонки»).