Введение
С помощью приведенных методик поиска и устранения неисправностей в работе двигателя можно обнаружить наиболее вероятные причины неисправностей в работе двигателя. Эти операции охватывают компоненты топливной системы, системы зажигания и механические системы, которые могут стать причиной данной конкретной неисправности, а затем приведены в логической последовательности способы устранения этих неисправностей.
Важным признаком, сигнализирующим о неисправности двигателя во время движения, служит постоянно горящая или кратковременно зажигающаяся контрольная лампа «Двигатель скоро потребует обслуживания». При этом необходимо проверить код неисправности, хранящийся в компьютерной системе управления двигателем либо в электронной системе диагностики. В руководстве приводится описание признаков каждой неисправности и на основании обнаруженных неисправностей необходимо выбрать правильный признак. Признак неисправности приводится вместе с описанием неисправностей.
В некоторых случаях используемые термины могут оказаться незнакомыми и потому, что многие из них являются взаимозаменяемыми, необходимо проанализировать наиболее частое употребление каждого термина и затем определить его значение. Если значение термина не будет понятно и конкретный признак не ясен, то процедурой поиска и устранения неисправностей невозможно будет воспользоваться. Важно помнить о следующих двух фактах.
1. Процедуры поиска и устранения неисправностей приведены для диагностики неисправностей двигателя, который некоторое время работал нормально, а затем старение и износ создали новую ситуацию.
2. Невозможно охватить все возможные причины неисправностей, особенно те, которые влияют на содержание выбросов вредных веществ. Если выполнение действий по устранению неисправностей не приводит к исчезновению неисправности, значит либо был выбран неправильный признак, либо необходимо провести более детальный анализ. Практически все из приведенных признаков неисправностей могут быть вызваны изношенными или неисправными деталями, такими как свечи зажигания, провода системы зажигания, крышка и ротор распределителя системы зажигания, а также топливный и воздушный фильтры.
Поиски устранения механических неисправностей
Приводимая ниже информация по диагностике охватывает обычно встречающиеся механические неисправности и способы их устранения. При правильной диагностике неисправность может быть устранена путем регулировки, ремонта или замены деталей. Необходимая для этого последовательность действия приведена в соответствующей главе данного руководства.
Повышенный расход масла
Повышенный расход масла может быть вызван одной из следующих причин:
– негерметичностью системы смазки. Затяните резьбовые соединения и/или замените, если это необходимо, прокладки и уплотнительные кольца;
– неправильные измерения уровня моторного масла с помощью указателя уровня масла. При определении уровня масла поставьте автомобиль на ровную горизонтальную площадку и подождите достаточное время, чтобы масло стекло в поддон;
– слишком низкая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу. Если частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу не контролируется электронным блоком, отрегулируйте частоту вращения холостого хода в соответствии с требованиями;
– не соответствует тип установленного датчика давления или неисправен датчик давления;
– неправильный тип установленного манометра или неисправный манометр, который необходимо заменить;
– несоответствующая вязкость моторного масла или жидкое масло. Залейте масло для соответствующего сезона, или замените масло, разжиженное из-за попадания влаги или несгоревшей топливной смеси;
– изношенный или загрязненный масляный насос. Замените масляный насос;
– загрязненный масляный фильтр. Замените масляный фильтр;
– отвинтился или забит сетчатый фильтр на приемном патрубке масляного насоса. Очистите и/или промойте сетчатый фильтр;
– боковое отверстие в приемном патрубке масляного насоса. Замените патрубок;
– вязкость моторного масла не соответствует спецификации. Используйте масло стандарта SAE для соответствующих температур эксплуатации;
– длительное движение на больших скоростях или с прицепом обычно приводит к повышению расхода масла;
– неисправность в системе принудительной вентиляции картера;
– износ маслоотражательных колпачков и/или направляющих втулок клапанов или отсутствие маслоотражательных клапанов. Расточите направляющие втулки и установите клапана ремонтного размера и/или новые маслоотражательные колпачки;
– плохо приработанные, изношенные или сломанные поршневые кольца. Дайте новым поршневым кольцам притереться в течение некоторого времени. При необходимости замените сломанные или изношенные поршневые кольца;
– неправильная установка поршня или неправильный его размер.
Низкое давление масла
Низкое давление масла может быть вызвано следующими причинами:
– увеличенный зазор в подшипниках. При необходимости замените подшипник;
– трещины, поры или пробки в каналах блока цилиндров. Отремонтируйте или замените блок цилиндров;
– отсутствуют или неправильно установлены заглушки системы смазки. Установите заглушки или при необходимости замените.
Шум в газораспределительном механизме
Шум в газораспределительном механизме может быть вызван любой из перечисленных ниже причин:
– низкое давление масла. Устраните причину;
– ослабление крепления рычагов клапанов. Проверьте и при необходимости устраните;
– изношенный рычаг и/или толкатель клапана;
– поломка пружин клапана;
– заедание клапанов;
– изношенные, грязные или неисправные толкатели клапанов. Очистите от грязи, проверьте и при необходимости замените;
– изношенный или с дефектами распределительный вал. Замените распределительный вал;
– изношены направляющие клапанов.
Поиск и устранение причин, вызывающих стук в двигателе
Стуки в холодном двигателе, продолжающиеся 2–3 мин и/или усиливающиеся при возрастании нагрузки
• Маховик задевает за кожух. Отрегулируйте установку кожуха.
• Отвинтился или сломался балансир или шкив привода.
• Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами. Расточите цилиндр и отхонингуйте под ремонтный размер и замените поршни. Стук поршней на холодном двигателе обычно исчезает после притирки. Стук поршней холодного двигателя, исчезающий через 1,5 мин, является допустимым.
• Погнут шатун.
Сильный стук прогретого двигателя, возникающий под нагрузкой
• Сломан балансир или ступица шкива. При необходимости замените.
• Ослабление болтов крепления автоматической коробки передач.
• Перетянуты ремни привода вспомогательного оборудования. Замените или отрегулируйте натяжение.
• Выхлопная труба касается поверхности дороги. Закрепите выхлопную трубу.
• Трещина в маховике.
• Увеличенный зазор в коренных подшипниках. При необходимости замените.
• Увеличенный зазор в шатунных подшипниках. При необходимости замените.
Легкий стук при работе прогретого двигателя
• Детонация в цилиндрах двигателя.
• Проверьте установку угла опережения зажигания и качество топлива.
• Ослабление болтов крепления автоматической коробки передач.
• Нарушение герметичности выпускного коллектора. Затяните болты и/или замените прокладку.
• Увеличены зазоры шатунных подшипников. При необходимости замените подшипники.
Стуки при пуске двигателя, длящиеся всего несколько секунд
• Масло несоответствующей вязкости.
• Залейте масло, вязкость которого соответствует условиям эксплуатации.
При неработающем двигателе некоторые клапана будут находиться в открытом положении. Давление пружины на гидравлический механизм регулировки зазора клапана будет приводить к уменьшению гидростатического давления. Ремонт требуется, только если этот дефект присутствует постоянно.
• Увеличен осевой люфт коленчатого вала – замените упорный подшипник.
• Увеличен зазор в переднем коренном подшипнике. Замените изношенные детали.
Стуки прогретого двигателя на холостом ходу
• Недостаточное натяжение или износ приводных ремней. При необходимости натяните и/или замените ремни.
• Поврежден подшипник компрессора кондиционера или генератора. При необходимости замените.
• Неисправности в газораспределительном механизме. При необходимости замените вышедшие из строя детали.
• Вязкость моторного масла не соответствует требованиям. Залейте масло с вязкостью, соответствующей сезону эксплуатации автомобиля.
• Увеличен зазор в поршневом пальце. Замените поршневой палец и поршень.
• Увеличен зазор шатуна. Проверьте зазоры и при необходимости замените шатун.
• Недостаточный зазор между цилиндром и поршнем. Отхонингуйте цилиндр и установите новый поршень.
• Отвинтился противовес коленчатого вала. Затяните и/или замените изношенные детали.
• Поршневой палец смещен сторону от оси. Установите поршень правильно.
Двигатель перегревается
1. Негерметичность системы охлаждения двигателя, негерметичность в системе охлаждения трансмиссионного масла. Проверьте на наличие течи и устраните ее. Проверьте расширительный бачок, шланг и пробку горловины радиатора.
2. Приводной ремень проскальзывает или поврежден. При необходимости заменить ремень или натяжитель.
3. Термостат не открывается. Проверьте и при необходимости замените.
4. Нарушена работа электрического вентилятора радиатора.
5. Течь через прокладку головки цилиндров. Проверьте и при необходимости устраните.
При работе двигателя на холостом ходу горит контрольная лампа низкого давления моторного масла
1. Загрязнен трубопровод циркуляции охладителя масла или трубопровод охладителя.
2. Низкое давление, создаваемое масляным насосом.
Проверка компрессии
Приводимая ниже проверка проводится перед разборкой двигателя. Она используется для подтверждения необходимости разборки и капитального ремонта двигателя и восстановления его параметров.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Отсоедините разъем ВАТ от распределителя зажигания или блока зажигания.
Результаты проверки компрессии в цилиндрах двигателя позволяют судить о состоянии группы деталей в верхней части двигателя (поршней, поршневых колец, клапанов и прокладки головки блока цилиндров). А именно, уменьшение компрессии может быть обусловлено негерметичностью камер сгорания вследствие износа поршневых колец, повреждения тарелок и седел клапанов, прогорания прокладки головки блока цилиндров.
Очистите участки рядом со свечами зажигания, для чего продуйте сжатым воздухом (при отсутствии компрессора продуйте участки автомобильным или даже велосипедным, насосом). Это необходимо для того, чтобы исключить попадание грязи в цилиндры при измерении компрессии.
При проверке компрессии двигатель должен иметь нормальную рабочую температуру, дроссельная заслонка должна быть открыта, все свечи зажигания вывернуты, а аккумуляторная батарея – полностью или почти полностью заряжена.
Вставьте компрессометр в отверстие для свечи.
Включите стартер и проверните коленчатый вал как минимум на семь тактов сжатия, следя за показаниями компрессометра. Минимальное показание манометра должно быть не менее 689 кПа.
На исправном двигателе давление должно нарастать быстро. Низкое давление после первого хода поршня и медленное нарастание при последующих тактах сжатия указывает на износ поршневых колец. Если после первого хода поршня давление низкое и при последующих тактах сжатия не возрастает, то причиной является утечка в клапанах или негерметичность прокладки головки блока цилиндров (причиной также может являться образование трещин в головке). Снижение компрессии может также быть вызвано отложениями нагара на обратных сторонах тарелок клапанов. Запишите наибольшее значение компрессии.
Повторите процедуру измерения для остальных цилиндров и сравните результаты с техническими данными.
Если компрессия в цилиндрах ниже минимально допустимого значения, через отверстие для свечи введите в каждый цилиндр немного моторного масла, затем повторите проверку. Если после введения масла компрессия повысилась, то можно сделать однозначный вывод о том, что изношены поршневые кольца. Если компрессия увеличилась незначительно, то утечка происходит через клапаны или прокладку головки блока цилиндров. Утечка через клапаны может быть вызвана прогоранием седел и/или рабочих кромок клапанов, а также деформацией стержней клапанов или образованием на них трещин.
Если компрессия одинаково низкая только в двух соседних цилиндрах, то наиболее вероятной причиной является прогорание прокладки между этими цилиндрами. В качестве подтверждения возможно появление в камерах сгорания или масляном поддоне следов охлаждающей жидкости.
Если значение компрессии превышает номинальное значение, значит, камера сгорания покрыта отложениями нагара. В данном случае головку блока цилиндров надо снять и удалить нагар.