Современные шины воспринимают вес автомобиля, гасят маленькие удары от проезжей части дороги и передают усилия, возникающие при ускорениях, торможениях и движении на поворотах.
Колеса и шины рассчитаны на нормальную эксплуатацию при нагрузках вплоть до максимальных при соблюдении рекомендованных параметров давления в шинах.
Соблюдение этих параметров, качество регулировки, а также навыки вождения оказывают влияние на эксплуатационный цикл шины. Прохождение крутых поворотов на высокой скорости, резкие ускорения и интенсивные торможения ускоряют износ шин.
Характеристики современных шин – размеры, величины внешних нагрузок, внутреннее давление и максимальная рекомендуемая скорость движения – стандартизированы для обеспечения взаимозаменяемости шин при их эксплуатации.
Всесезонные шины
В настоящее время на некоторых типах автомобилей используются в качестве стандартных всесезонные радиальные шины со стальным брекером. Эти шины предназначены для движения по снегу со средней силой сцепления, на 37% превышающей этот показатель для ранее использовавшихся сезонных шин. Другие эксплуатационные показатели, такие, как сцепление шин с влажной поверхностью, сопротивление качению, воздушное сопротивление, также несколько улучшены. Это достигнуто за счет более совершенной конструкции протектора и улучшения материалов, применяющихся для его изготовления.
Тарировка шин для легковых автомобилей в зависимости от степени нагрузок
В настоящее время все автомобили фирмы Daewoo оснащены шинами, тарированными в зависимости от расчетных эксплуатационных нагрузок. Эти шины рассчитаны для двух диапазонов нагрузок: стандартного (240,8 кПа) и нагруженного (282,08 кПа). Большинство легковых автомобилей оснащены шинами для эксплуатации со стандартной нагрузкой.
Единицей измерения давления в шинах служит килопаскаль (кПа). В литературе давление может быть указано как в килопаскалях, так и в фунтах на квадратный дюйм (psi). Один фунт на квадратный дюйм эквивалентен 6,88 кПа. Перевод единиц давления приведен в таблице 14.1.
Таблица 14.1. Перевод единиц давления, измеряемых в килопаскалях (кПа), в единицы давления, измеряемые в фунтах на квадратный дюйм (psi)
Памятка о давлении в шинах
Памятка расположена на внутренней стороне двери водителя и содержит информацию о шинах. Эта информация включает максимальную нагрузку автомобиля, размеры шин (включая запасную), а также давление в холодных шинах (включая запасную).
Колеса и шины
Колеса должны заменяться, если они погнуты, имеют вмятины, чрезмерное радиальное или боковое биение, утечки воздуха через сварные швы, увеличенные отверстия под болты, если гайки крепления колес плотно не затягиваются или когда колеса сильно поржавели. Колеса с увеличенным биением вызывают вибрацию автомобиля при его движении.
Колесные диски, изготовленные из стали или алюминия с размерами обода 5,5Jx14, предназначенные для замены, должны быть эквивалентны заводским по допустимой нагрузке, диаметру, ширине обода, смещению и конфигурации крепления на автомобиле. Установка колес с неоптимальными размерами и параметрами, отличающимися от рекомендованных, оказывает отрицательное влияние на износ шин, охлаждение тормозов, калибровку спидометра/одометра, клиренс автомобиля, а также зазор между шиной и кузовом автомобиля.
Стальные колеса идентифицируются по двух- или трехбуквенному коду, выбитому на ободе рядом с вентилем.
Алюминиевые колеса должны иметь код и номер детали, а также идентификатор изготовителя, отлитые на задней стороне колеса.
На легковые автомобили устанавливают только радиальные шины.
В радиальных шинах нити корда расположены по наименьшему пути между бортами шины. Брекерный пояс окружает тонкий и упругий каркас и обеспечивает устойчивость шины.
В бескамерных шинах камера заменяется вулканизированным внутренним слоем с высокой воздухонепроницаемостью. Борт такой шины должен устанавливаться на обод диска надежно и герметично. Отсутствие камеры в шине уменьшает массу колеса и упрощает ее монтаж на обод диска.
Маркировка шин нанесена на ее боковине. Ширина шины, ее конструкция и диаметр обода диска составляют минимальную информацию, необходимую для маркировки шины.
Знание маркировки шин помогает при их выборе ( рис. 14.1). Радиальные шины имеют следующую маркировку, например:
Р185/65 R 14
Р – тип шины;
Р – пассажирская;
N – временная;
С – коммерческая.
185 – ширина профиля шины, мм;
65 – отношение высоты профиля шины к ее ширине х100.
Это отношение для шин легковых автомобилей находится в пределах от 60 до 80. Отношение равное 35 свидетельствует о том, что шины предназначены для спортивных автомобилей.
Независимо от величины этого отношения, используется один посадочный диаметр шины. Низкопрофильые шины (с малой величиной отношения высоты профиля шины к ее ширине) обеспечивают высокую устойчивость автомобиля при движении на поворотах.
R – расположение нитей корда;
R – радиальная;
В – диагональная;
D – с диагональным кордом;
14 – диаметр обода диска, дюйм.
Данные, содержащие информацию об идентификационном коде шины и дате ее изготовления, а также информацию о максимальной грузоподъемности и внутреннем давлении, находятся вблизи символов DOT на боковине шины.