3.2.29. Установка шатунов и поршней, проверка зазоров в шатунных подшипниках
Перед установкой поршней в сборе с шатунами поверхность цилиндра должна быть абсолютно чистой, с кромок цилиндров должна быть снята фаска, а коленвал установлен в блок цилиндров.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Разберите шатун 1-го цилиндра. Протрите тыльную поверхность нового верхнего шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия совпали. Вкладыш не смазывать. Аналогично установите в крышку шатуна нижний вкладыш. | 2. Расставьте стыки поршневых колец так, чтобы они располагались под углом 120°. | 3. Наденьте шланги на болты шатунов. Смажьте поршни и кольца чистым маслом для двигателя, сожмите кольца приспособлением, оставив выступающий участок поршня 6–7мм. | 4. Проверните коленвал до НМТ в первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя. | 5. Сориентируйте поршень так, чтобы выемка была обращена в сторону передней части двигателя. | 6. Осторожно введите нижнюю часть поршня с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления в блок цилиндров. Слегка постучите по верхнему краю оправки для равномерного контакта с плоскостью блока цилиндров. | | 7. Введите поршень в цилиндр, осторожно постукивая деревянной рукояткой молотка по днищу поршня. Большое усилие не прилагать. Если ощущается сопротивление, то немедленно прекратите сбоку и устраните причину заедания. | | 8. Притяните шатун к шейке коленвала и проверьте зазор в шатунном подшипнике. | 9. Процедура проверки ничем не отличается от процедуры для коренных подшипников (см. подраздел 3.2.23). Вращение коленвала или малейшее попадание масла на вкладыши при измерениях не допускаются. Гайки крышки шатуна затяните с заданным моментом (см. подраздел 3.2.2)торцовой головкой с тонкими стенками (чтобы исключить заклинивание головки между гайкой и крышкой шатуна, на двигателях М10 и М20 затяните гайки в 3 этапа). Если зазор не соответствует норме, то убедитесь в отсутствии смазки и грязи и снова проверьте диаметр шейки и правильность подбора шатунного вкладыша. | |
Окончательная сборка шатунов ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Осторожно удалите остатки калибра, смажьте вкладыши и шатунную шейку коленвала, установите крышку и равномерно затяните гайки с заданным моментом. | 2. Повторите процедуру измерения и сборки для остальных шатунов. Проверьте свободу вращения собранного коленвала. | 3. Проверьте осевой люфт шатуна (см. подраздел 3.2.15). Имейте ввиду, что после установки новых шатунов люфт может быть меньше нормы и потребуется шлифовка шатунов. | 4. Соберите и установите двигатель. | |