3.2.23. Проверка коренных и шатунных подшипников
Виды износа коренных и шатунных подшипниковA. Царапины из-за попадания грязи B. Недостаточная смазка С. Неправильная установка подшипников D. Износ из-за конусности шейки | Е. Образование фаски на кромке подшипника F. Усталостный износ |
Коренные и шатунные подшипники при капитальном ремонте двигателя подлежат обязательной замене, однако бывшие в эксплуатации подшипники следует тщательно проверить, чтобы восстановить общее состояние двигателя на момент ремонта.
Причинами разрушения подшипников коленчатого вала являются недостаточная смазка из-за неправильной сборки, загрязнение и проникновение посторонних частиц, частые перегрузки двигателя, коррозия и др. Независимо от причины, вызвавшей разрушение подшипников, ее следует устранить.
При проверке состояния подшипников их надо достать из блока цилиндров, крышек коренных подшипников коленчатого вала, шатунных крышек и шатунов. Выложите вкладыши на чистой поверхности в таком же порядке, в котором они были установлены на двигателе.
Грязь и посторонние частицы попадают в двигатель по разным причинам – в процессе сборки, через фильтры или систему вентиляции картера. Загрязнения могут также попасть в масло, а из него – в подшипники. Зачастую в загрязнениях присутствуют металлические частицы от механической обработки деталей двигателя, или вследствие износа при нормальной работе двигателя. Иногда в загрязнениях присутствуют остатки абразивных материалов после проведения притирочных и шлифовальных работ, особенно при недостаточной промывке и прочистке двигателя после их окончания. Независимо от причины происхождения посторонние загрязнения обычно внедряются в мягкий сплав подшипника и легко различимы. Крупные частицы не смогут внедриться в подшипник и приводят к появлению царапин и задиров на поверхностях как подшипника так и шеек коленвала.
Недостаточная смазка двигателя ("масляное голодание") может быть обусловлена целым рядом взаимосвязанных причин. К ним относятся перегрев двигателя (вызывает разжижение масла), перегрузки (вызывают выдавливание масла с поверхности подшипников) и снижение давления из-за утечки (выброса) масла (из-за повышенных зазоров в подшипниках, износа масляного насоса, большой частоты вращения коленчатого вала).
Долговечность подшипников коленчатого вала также существенно зависит от навыков вождения. Подшипники испытывают повышенные нагрузки при движении с полностью открытой дроссельной заслонкой, или с малой скоростью на повышенной передаче (в тяжелых двигателя режимах). При повышенных нагрузках происходит выдавливание масляной пленки. Подшипники испытывают изгибные деформации, при которых образуются микротрещины (усталостный износ). Как правило происходит отрыв покрытия подшипника от стальной основы в виде мелких частиц. Поездки на малые расстояния могут являться причиной коррозионного износа подшипников, так как из-за недостаточного прогрева не успевают удалиться сконденсированная влага и газы, вызывающие коррозию.
Неправильная установка подшипников при сборке также приводит к их преждевременному износу. Если зазор в подшипниках меньше нормы, то их смазка затруднена, что приводит к износу как и вследствие "масляного голоданию". Грязь или мелкие частицы, попавшие под вкладыш подшипника, приводят к локальному поднятию вкладыша и к усиленному износу в этой части.