7.2.4. Датчики системы автоматического регулирования двигателя
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости (стрелка), напряжение с которого подается на процессорный блок, расположен рядом с датчиком указателя температуры, около регулятора давления топлива. |
Датчик представляет собой термистор (резистор, величина сопротивления которого зависит от температуры). По мере уменьшения температуры датчика его сопротивление возрастает и наоборот.
Проверка
Датчик концентрации кислорода в выхлопных газах
Датчик кислорода кислорода устанавливается в автомобилях с каталитическим нейтрализатором. Датчик ввернут в переднюю выхлопную трубу после выпускного коллектора. |
Разъем датчика кислорода
Разъем датчика кислорода на моделях 318i начала 1984 года расположен с левой стороны батареи. На моделях второй половины 1984 и 1985 годов датчик располагается там же. |
Разъем датчика кислорода на моделях 325i 1986-88 г.г.
Датчик отслеживает содержание кислорода в выхлопных газах и генерирует выходное напряжение от 0,1 В (высокое содержание кислорода, обедненная смесь) до 0,9 В (малое содержание кислорода, обогащенная смесь). Изменяющееся выходное напряжение с датчиков подается на электронный блок управления, который определяет соотношение кислорода и топлива в горючей смеси. Блок управления регулирует соотношение воздуха/ топлива в смеси путем задания времени открытого состояния форсунок. При соотношении 14,7 частей воздуха к 1 части топлива в исходной смеси содержание вредных веществ в отработанных газах минимальное, при таком соотношении нейтрализатор очищает газы с максимальной эффективностью. Электронный блок управления совместно с датчиком кислорода обеспечивают поддержание состава горючей смеси как раз на указанном уровне.
Реле подогревателя датчика кислорода
Если температура датчика концентрации кислорода ниже нормальной рабочей температуры, т. е. 320° С, то напряжение на датчике отсутствует. Поэтому, до тех пор пока двигатель не прогреется, на электронный блок управления сигнала от датчика кислорода не поступает и блок работает в режиме разомкнутого цикла (приготавливая горючую смесь автоматически).
Если после прогрева двигателя, или спустя не менее 2 минут работы двигателя, напряжение на датчике не превышаеи 0,45 В при скорости вращения двигателя не менее 1500 об/мин, то блок управления занесет в память код отказа.
Если неисправны датчик или его цепь, то электронный блок управления работает в режиме разомкнутого цикла, т. е. блок дозирует топливо в соответствии с запрограммированным значением на его входе, а не в соответствии с сигналом датчика кислорода.
Правильная работа датчика зависит от следующих условий:
1. Электрических: низкое напряжение, генерируемое датчиком, очень сильно зависит от состояния соединений с проводами.
2. Подачи наружного воздуха: датчик устроен так, что воздух циркулирует в его внутреннем пространстве. Всякий раз при снятии или установке убедитесь в чистоте воздушных каналов датчика.
3. Рабочей температуры: сигналы с датчика не поступают на электронный блок управления до тех пор пока температура датчика не достигнет приблизительно 300° С. Этот фактор следует учитывать при оценке исправности датчика.
4. Качества бензина: использование неэтилированного бензина является существенным условием правильной работы датчика. Заправляйте автомобиль только неэтилированным бензином.
Помимо указанных выше условий, при обслуживании датчика нужно соблюдать следующие правила:
1. Гибкий проводник и разъем датчика кислорода являются неразборными и от датчика не отсоединяются. Повреждение или отрыв гибкого проводника либо разъема могут отрицательно сказаться на исправности датчика.
2. Не допускается попадания грязи, смазочных материалов и других посторонних компонентов на разъем или на башенный изолятор датчика.
3. Запрещается протирать датчик всеми видами чистящих средств.
4. Запрещается ронять датчик или небрежно обращаться с ним.
5. Следите за правильностью установки силиконового чехла датчика, чтобы избежать плавления чехла, из-за которого возможен отказ датчика. Типы разъемов, применяемых для соединения с датчиком содержания кислорода и обозначение выводов (со стороны проводки)
Назначение выводов на датчике содержания кислорода
ТИП ДАТЧИКА | ВЫХЛОПНОЙ СИГНАЛ | ПИТАНИЕ ПРОГРЕВА (12 В) |
Без подогрева (однопроводный) | черный провод (+) | нет |
Подогреваемый (3-проводной) | вывод 1 (+) | выводы 3 (+) и 2 (+) |
Подогреваемый (4-проводной) | вывод 2 (+) | выводы 4 (+) и 3 (-) |
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||
|
Замена
Предупреждение
При охлаждении выпускной коллектор или выхлопная труба, в которую ввернут датчик, сжимаются, поэтому, на холодном двигателе отвернуть датчик трудно. Чтобы не повредить датчик (предполагается, что вы будете использовать его в дальнейшем) запустите и прогрейте двигатель в течение 1–2 минут, остановите двигатель.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Датчик представляет 2 пары контактов. На холостом ходу одна пара которых нормально замкнута, а другая – разомкнута. Вблизи полного открытия заслонки замыкается вторая пара контактов. При промежуточном положении заслонки обе пары контактов разомкнуты. Обрыв в цепи или ослабление контактов датчика дроссельной заслонки могут вызвать самопроизвольный впрыск топлива, что является причиной неустойчивой работы двигателя на холостом ходу.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||
|
Регулировка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Измеритель потока воздуха
Порядок снятия и установки описан в подразделе 6.4.
Датчики системы зажигания
Порядок проверки, снятия и установки описан в подразделе 3.3.6.8.