О-О – вертикальная ось; А-А – ось, параллельная продольной оси автомобиля; В – колея автомобиля; С – перед автомобиля |
Для получения наиболее точных параметров установки колес их регулировка должна производиться на автомобиле, имеющем полную маcсу, на специальных стендах. Допускается регулировка передней подвески при массе снаряженного автомобиля. Проверка и при необходимости, регулировка углов установки передних колес производятся при пробеге автомобиля 1,5–2 тыс. км, а в дальнейшем через каждые 30 тыс. км пробега. Необходимость регулировки углов установки передних колес возникает в следующих случаях: – ухудшение стабилизации передних колес (отсутствует самопроизвольное возвращение рулевого колеса в исходное положение при выходе автомобиля из поворота); – увод автомобиля при прямолинейном движении (тенденция постоянного отклонения в одну сторону независимо от бокового наклона профиля дорожного полотна); – ускоренное одностороннее, ступенчатое и пятнистое изнашивание протектора шин передних колес; – задевание шин при предельных углах поворота за выступающие детали подвески, близко расположенные поверхности кузова и лонжероны рамы. Ухудшение стабилизации передних колес обычно является следствием нарушения углов продольного наклона оси поворота телескопической стойки и развала колес. Увод автомобиля может быть следствием большой разности (более 0°30') углов продольного наклона оси поворота телескопической стойки и углов развала левого и правого управляемых колес. Ускоренное одностороннее изнашивание протектора шины происходит при нарушении угла развала колес, неравномерное изнашивание шин с образованием ступенчатых гребней поперек протектора указывает на нарушение схождения колес. Задевание шин за выступающие детали передней подвески может иметь место при нарушении равенства предельных углов поворота колес в левую и правую стороны. Регулировать углы установки колес нужно на автомобиле полной, массы в такой последовательности: 1. Регулировка угла продольного наклона оси поворота телескопической стойки. 2. Регулировка угла развала колес. 3. Регулировка равенства предельных углов поворота колес. 4. Регулировка схождения колес. Перед регулировкой подвески следует проверить и при необходимости отрегулировать: 1. Давление воздуха в шинах. 2. Свободный ход поворота рулевого колеса. 3. Симметричное расположение спиц рулевого колеса. 4. Симметричное поворачивание рулевого колеса или перемещение рейки рулевого механизма в обе стороны. 5. Биение дисков передних колес: – радиальное – не более 0,7 мм; – осевое – не более 1 мм. Кроме того следует учесть, что детали передней подвески и рулевого привода, влияющие на углы установки колес, должны быть отремонтированы или заменены новыми. После установки автомобиля на опорные площадки стенда, непосредственно перед измерением углов установки, необходимо «прожать» подвеску в направлении сверху вниз усилием 500–600 Н (50–60 кгс). Проверка и, если потребуется, регулировка углов установки колес производится в следующем порядке: сначала проверяют углы продольного наклона оси поворота и их разность, затем углы развала и их разность и в последнюю очередь схождения колес. Углы максимального поворота внутреннего колеса на 40° обеспечиваются упорами в рулевом механизме и поэтому на автомобиле не регулируются.
Параметры установки передних колес Параметр | Величина параметра | |
при полной массе автомобиля | при массе снаряженного автомобиля | |
Развал (отрицательный) | 0°30’ ± 30’ | 0°10 ± ’30’ |
Разность углов развала левой и правой сторон | 0°30’ | 0°30’ |
Продольный наклон оси поворота колес | 1°20’ ± 30’ | 0°20’ ± 30’ |
Разность углов продольного наклона оси поворота колес левой и правой сторон | 0°30’ | 0°30’ |
Схождение (отрицательное) для одного колеса | 0°10’ ± 05’ | 0°07’ ± 05’ |
Схождение при замере телескопической линейкой на оба колеса по ободам 14” (на диам. 360 мм) , мм | -2 ± 0,5 | -1,3 ± 0,5 |