1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установить на стенд и завернуть в него отсутствующие шпильки. |
2. Уложить в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, имеющие по сравнению с остальными увеличенную ширину, а в остальные гнезда и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой. Как вариант, в гнезда блока цилиндров 1-го, 2-го, 4-го и 5-го коренных подшипников могут устанавливаться вкладыши также без выточки. |
Предупреждение Вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и манжеты перед установкой смазать моторным маслом. |
| 3. Уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить в гнезда задней опоры два упорных полукольца, подобранных по толщине. |
4. Установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров двигателя мод. 2106), установив под болты крепления крышки среднего коренного подшипника верхний кронштейн маслоприемника и затянуть болты моментом 70–86 Н·м (7,0–8,6 кгс·м). |
Предупреждение Крышки коренных подшипников устанавливать в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров двигателя мод. 2106 и Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров). Упорные полукольца устанавливать выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставить сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета). |
5. Уложить на фланец блока цилиндров прокладку держателя сальника. |
| 6. Надеть держатель с сальником на оправку и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепить к блоку цилиндров. (Стрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала.) |
7. Установить по двум центрирующим втулкам переднюю крышку картера сцепления и закрепить ее болтами к держателю сальника. |
8. Установить маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокировать фиксатором маховик и прикрепить его болтами к фланцу коленчатого вала с моментом затяжки 78–89 Н·м (7,8–8,9 кгс·м). |
| 9. С помощью втулки-оправки из набора вставить в цилиндры поршни с шатунами. Набор состоит из трех втулок: одна – для поршней номинального размера и две – для поршней ремонтного размера (увеличенного на 0,4–0,7 мм). Поэтому необходимо выбрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня. |
Предупреждение Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры метка «П» на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя. |
10. Установить вкладыши в шатуны и крышки шатунов. |
11. Соединить шатуны с шейками коленчатого вала, установить крышки и затянуть гайки шатунных болтов моментом 44–55 Н·м (4,4–5,5 кгс·м). |
12. Установить звездочку на коленчатый вал. |
13. Установить валик привода масляного насоса и закрепить его упорным фланцем. |
14. Установить по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, выпускным коллектором, впускным трубопрово-дом и заборником горячего воздуха и затянуть в определенной последовательности (см. рис. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров двигателя мод. 2106) в два приема болты крепления: – предварительно моментом 34–42 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10; – окончательно моментом 98–121 Н·м (9,8–12,1 кгс·м) болты 1–10 и моментом 32–40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м) болт 11. |
| 15. Установить звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и повернуть вал так, чтобы метка 1 на звездочке находилась против метки 2 на корпусе подшипников. |
16. Снять звездочку и, не изменяя положения вала, установить корпус подшипников на головку блока цилиндров и закрепить корпус, затягивая его гайки в определенной последовательности (см. рис. Порядок затяжки гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала двигателя мод. 2106) моментом 19–23 Н·м (1,9–2,3 кгс·м). |
17. Установить на головку блока цилиндров успокоитель цепи. |
18. Установить цепь привода распределительного вала, для чего сделать следущее: – повернуть маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров двигателя мод. 2106); – надеть цепь на звездочку распределитель ного вала и ввести ее в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка 1 (см. подраздел 2.1.4) на ней совпала с меткой 2 на корпусе подшипников. Болт звездочки не затягивать до упора; – установить звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления; – установить башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; – завернуть в блок цилиндров ограничительный палец цепи; – повернуть коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, что обеспечит нужное натяжение цепи, проверить совпадение меток на звездочке с метками на блоке цилиндров (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров двигателя мод. 2106) и на корпусе подшипников (см. подраздел 2.1.4); – если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором (рис. Снятие маховика двигателя мод. 2106), окончательно затянуть болты звездочек моментом 42–51 Н·м (4,2–5,1 кгс·м) и колпачковую гайку натяжителя цепи и отогнуть стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторить операцию по установке цепи. |
19. Отрегулировать зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов. |
| 20. Установить крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блок цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. (Стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала). |
21. Оправкой отцентровать положение крышки относительно конца коленчатого вала и затянуть окончательно гайки и болты ее крепления. |
22. Установить шкив коленчатого вала и храповик. |
Предупреждение Проверку установки поршня первого цилиндра в положение ВМТ следует про-изводить по установочным меткам, указанным на рис. Установочные метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределителя двигателя мод. 2106. |
23. Установить масляный фильтр, привернув его вручную к штуцеру на блоке цилиндров, смазав предварительно резиновое уплотнительное кольцо моторным маслом. |
24. Установить маслоотделитель вентиляции картера и крышку сапуна и закрепить фиксатор сливной трубки маслоотделителя. |
25. установить масляный насос и масляный картер с прокладкой. |
26. Установить насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Надеть ремень на шкивы и отрегулировать его натяжение. |
27. Установить на головку блока цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок 1 (см. рис. Снятие насоса охлаждающей жидкости двигателя мод. 2106). Прикрепить к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя. Установить термостат. |
28. Установить датчики контрольных приборов. |
29. Установить шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания. |
30. Установить распределитель зажигания и отрегулировать момент зажигания. |
31. Завернуть свечи зажигания и затянуть их моментом 32–40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м). |
32. Установить топливный насос. |
33. Установить карбюратор с прокладками и присоединить к нему шланги. |
34. Установить крышку коловки блока цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода. |
35. Установить передние опоры двигателя с подушками и с переходниками. |
36. Установить ведущий и ведомый диски сцепления. |