Рис. 5.3–2. Турбокомпрессор: 1 – уплотнительное кольцо; 2 – труба возврата масла к блоку цилиндров; 3 – прокладка; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – болт, 10 Н·м; 6 – шланг к вакуумной камере для контроля повышения давления; 7 – болт, 22 Н·м; 8 – труба подачи масла от кронштейна масляного фильтра; 9 – пустотелый болт, 15 Н·м; 10 – уплотнительные кольца; 11 – болт, 10 Н·м; 12 – термозащитный экран; 13 – турбокомпрессор; 14 – гайка, 22 Н•м; 15 – гайка, 22 Н·м; 16– колено выпускного коллектора для крепления турбокомпрессора; 17 – болт, 25 Н·м; 18 – прокладка; 19 – приемная выхлопная труба с нейтрализатором; 20 – болт, 22 Н·м; 21 – стойка для промежуточного переходного элемента; 22 – переходной элемент; 23 – болт, 22 Н·м; 24 – болт, 10 Н·м |
Мощность, которую может развивать двигатель, зависит от количества воздуха и топлива, которое поступает в цилиндры двигателя. Для увеличения мощности двигателя необходимо увеличить подачу воздуха и топлива. Подача большего количества топлива не даст эффекта до тех пор, пока не появится достаточное для сгорания количество воздуха. В противном случае образуется избыток несгоревшего топлива, что приводит к перегреву и повышенной дымности двигателя. Для увеличения количества воздуха, подаваемого в двигатель, используется турбокомпрессор, который сжимает воздух, поступающий в камеру сгорания ( рис. 5.3–2 ).
Турбокомпрессор состоит из колеса центробежного нагнетателя и турбины, связанных между собой общей жесткой осью. Оба этих элемента вращаются в одном направлении с одинаковой скоростью. Энергия потока отработавших газов, которая в обычных двигателях не используется, преобразуется в крутящий момент, приводящий в действие турбокомпрессор. Выходящие из цилиндров двигателя отработавшие газы имеют высокую температуру и давление. Они разгоняются до большой скорости и взаимодействуют с лопатками турбины, которая преобразует кинетическую энергию в механическую энергию вращения. Преобразование энергии сопровождается снижением температуры и давления отработавших газов. Турбокомпрессор засасывает воздух через воздушный фильтр, сжимает его и подает в цилиндры двигателя. Количество топлива, которое можно смешать с воздухом, можно увеличить, что позволяет двигателю развивать большую мощность.
Для смазки турбокомпрессора моторное масло подается под давлением по специальному трубопроводу.
Поскольку турбокомпрессор работает при высокой скорости, необходимо соблюдать осторожность и чистоту: попадание грязи в турбокомпрессор может вывести его из строя.
Предупреждение
Перед отсоединением любых элементов от турбокомпрессора тщательно очистите их от грязи. Для защиты от загрязнений снятые с турбокомпрессора элементы расположите в герметичном контейнере, закройте воздушные каналы турбокомпрессора.
Между турбокомпрессором и впускным коллектором установлен промежуточный охладитель воздуха, который снижает температуру подаваемого в двигатель воздуха. Охлаждение воздуха увеличивает мощность двигателя, так как в холодном воздухе из–за его более высокой плотности увеличивается содержание кислорода.
Примечания
Вакуумный резервуар расположен в передней части автомобиля под защитой арки колеса.
Рис. 5.3–1. Элементы системы управления повышением давления поступающего в двигатель воздуха: 1 – к сапуну на корпусе воздушного фильтра; 2 – вакуумный шланг к вакуумному резервуару или вакуумному насосу; 3 – вакуумный шланг от электромагнитного клапана повышенного давления; 4 – вакуумный усилитель тормозов; 5 – вакуумный резервуар; 6 – односторонний клапан; 7 – вакуумный насос; 8 – к переключателю клапана впускного коллектора N239; 9 – вакуумный шланг от клапана N18 к механическому клапану системы рециркуляции отработавших газов; 10 – электромагнитный клапан управления повышением давления N75; 11 – клапан EGR N18 |
Обратите внимание на положение установки (светлая сторона/ темная сторона), показанное на рис. 5.3–1 .
Снятие
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Освободите фиксаторы и снимите заднюю секцию нижнего брызговика моторного отсека ( рис. 5.3–3 ).
Отвинтите болт крепления приемной выхлопной трубы на переходном элементе.
Отверните винты и снимите кожух двигателя ( рис. 5.3–4 ).
Отвинтите болты и снимите термозащитный экран над турбокомпрессором ( рис. 5.3–5 ).
Отвинтите болты крепления приемной выхлопной трубы к турбокомпрессору ( рис. 5.3–6 ).
Переместите приемную выхлопную трубу назад и вниз.
Отвинтите гайки крепления колена выпускного коллектора от турбокомпрессора ( рис. 5.3–7 ).
Ослабьте хомуты и снимите воздушный патрубок с воздушного фильтра.
Ослабьте и снимите трубы с турбокомпрессора ( рис. 5.3–8 ).
Отсоедините шланг от вакуумной камеры управления повышением давления.
Ослабьте хомуты, снимите и переместите в сторону от турбокомпрессора воздушный выпускной патрубок ( рис. 5.3–9 ).
Освободите зажимы, снимите топливопроводы с кронштейна маслопровода и переместите их в сторону.
Отсоедините маслопровод от турбокомпрессора и впускного коллектора ( рис. 5.3–10 ).
Отвинтите четыре болта крепления турбокомпрессора к переходному элементу и снимите турбокомпрессор ( рис. 5.3–11 ).
Закройте чистой ветошью отверстие для подачи масла в блоке цилиндров двигателя.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Замените все уплотнительные кольца, прокладки и самоконтрящиеся гайки.
Проверьте, чтобы не было повреждено уплотнительное кольцо трубы возврата масла из турбокомпрессора ( рис. 5.3–12 ).
Заполните турбокомпрессор маслом через отверстие для трубки подачи масла.
После установки турбокомпрессора пустите двигатель и дайте поработать ему на холостом ходу в течение 1 минуты, это обеспечит надежную смазку турбокомпрессора.
Проверьте уровень моторного масла.