Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, механизма рулевого управления и поперечных рулевых тяг. Для удобства управления автомобилем предусмотрена регулировка рулевого колеса по высоте.
Рулевое колесо закреплено на рулевой колонке и передает усилие на зубчатую реечную передачу.
Зубчатая рейка рулевого механизма с каждой стороны соединена с поперечной рулевой тягой посредством шарового шарнира. Рулевые тяги передают силу через рулевые наконечники и поворотные кулаки на передние колеса. Реечное рулевое управление обладает легким ходом и не имеет люфта при вращении рулевого колеса от упора до упора. Рулевое управление практически не требует обслуживания, однако следует постоянно проверять состояние защитных чехлов шаровых шарниров.
Для облегчения поворота рулевого колеса устанавливают гидравлический усилитель рулевого управления. Он состоит из масляного насоса, расширительного бачка и маслопроводов. Насос, приводимый в действие от двигателя, через поликлиновой ремень подает под давлением масло из бачка к клапану, расположенному в рулевом механизме. Клапан механически соединен с рулевым валом и подает масло в зависимости от направления вращения рулевого колеса в соответствующую сторону рабочего цилиндра. Масло давит на поршень зубчатой рейки и за счет этого поддерживает движение рулевого колеса. Одновременно поршень выталкивает масло с другой стороны рабочего цилиндра через возвратный трубопровод обратно в расширительный бачок.
В центральной части рулевого колеса установлена подушка безопасности для водителя. Подушка безопасности со стороны водителя входит в стандартное оборудование на всех моделях. Система безопасности приводится в действие при включении зажигания и активизируется датчиком замедления, включенным в блок управления. При наличии неисправности в системе подушки безопасности в комбинации приборов загорается контрольная лампа.
При выполнении любых работ на автомобиле, оборудованном подушкой безопасности, при перемещении и хранении подушки необходимо соблюдать следующие предосторожности:
– не отсоединять аккумуляторную батарею при работающем двигателе;
– не отсоединять клемму аккумуляторной батареи, когда в салоне автомобиля находятся люди;
– при выполнении любых работ на системе безопасности или проведении электросварки на автомобиле дезактивируйте систему безопасности;
– если горит контрольная лампа аварийной сигнализации системы безопасности, необходимо немедленно обратиться на станцию технического обслуживания;
– перевозить подушку безопасности необходимо отдельно, мешком вверх;
– при транспортировке не класть руки на подушку безопасности;
– не бросать и не разбирать подушку безопасности;
– исключить попадание на подушку безопасности растворителей или очищающих веществ;
– не подвергать подушку безопасности воздействию температуры свыше 80 °С;
– не допускать контакта подушки безопасности с открытым пламенем;
– не устанавливать на автомобиль подушку безопасности с дефектами или повреждениями.
При наличии боковых подушек безопасности, установленных в спинках передних сидений, необходимо использовать только рекомендованные для передних сидений чехлы.
Категорически запрещается проводить сварочные и рихтовочные работы на деталях системы рулевого управления. При установке необходимо использовать новые самоконтрящиеся гайки.
Перед снятием подушки безопасности выполните следующее:
– выключите зажигание и снимите провод «массы» с аккумуляторной батареи При снятии провода «массы» в салоне автомобиля не должны находиться люди;
– изолируйте провод, подсоединяемый к отрицательной клемме аккумуляторной батареи для того, чтобы избежать случайного подсоединения провода;
– отсоедините одноконтактный электрический разъем для подачи напряжения питания к системе подушки безопасности;
– установите передние колеса для движения прямо вперед.
Несоблюдение этих требований может привести к выходу из строя системы подушки безопасности.