Примечание
При замене диска или шины обязательно замените резиновый клапан с ниппелем.
Шины и колесные диски (на дисковых колесах) являются важными элементами конструкции автомобиля.
Монтаж и ремонт шин требует специального инструмента и профессиональных навыков. Эти работы должны выполнять только специалисты.
По соображениям безопасности движения можно менять шины только парами и только на одной оси. Менее изношенные шины следует всегда ставить на передние колеса.
На все колеса следует устанавливать только радиальные шины одной и той же конструкции, одинакового размера (с одинаковой длиной окружности) и желательно с одинаковым рисунком протектора шины. При наличии рисунка протектора, определяющего направление вращения шин, на боковой поверхности шины нанесены стрелки–указатели. В этом случае следует неукоснительно соблюдать направление вращения шины. При этом обеспечиваются оптимальные эксплуатационные качества шины, сцепление с мокрым дорожным покрытием и уменьшаются износ и шум, создаваемый шиной. Если шина повреждена, в качестве временной меры можно ненадолго установить шину с направлением вращения, противоположным заданному.
На полноприводном автомобиле, кроме того, все шины должны быть одинаковой модели одного и того же изготовителя. В противном случае вискомуфта из–за возникающей разницы в частоте вращения колес обеих осей нежелательно увеличит долю тяги, приходящуюся на заднюю ось. Это может привести к поломке.
Различная глубина рисунка протектора шин передних и задних колес, например в результате износа, не столь важна. Однако рекомендуется устанавливать шины с большей глубиной рисунка протектора на передние колеса: если шины передних колес изношены больше, чем шины задних, длина их окружности меньше и поэтому они быстрее вращаются. В результате в трансмиссии возникают дополнительные напряжения, и шины быстрее изнашиваются.
При выборе шин надо знать их маркировку.
Рис. 13–2. Колесо: 1 – шина; 2 – клапан; 3 – диск; 4 – болт крепления колеса M14x1,5x27,5, 120 Н·м; 5 – цилиндр замка; 6 – декоративная крышка; 7 – декоративная накладка; 8 – грузики |
Радиальные шины ( рис. 13–3 ) имеют на боковине покрышки маркировку, например:
195/70 R 15 89 H, где
195 – ширина профиля шины, мм;
70 – отношение высоты профиля шины к ее ширине, %;
R – расположение нитей корда каркаса – обозначение радиальной шины;
15 – диаметр обода диска, в дюймах;
89 – индекс допустимой грузоподъем–ности шины;
H – индекс скорости, км/ч.
Индекс Максимальная
скорости скорость, км/ч
Q 160
S 180
T 190
H 210
V 240
W 270
Дата выпуска указана также на боковине шины (в отдельных случаях только на внутренней поверхности шины).
DOT CUL UM8–507 TUBELESS, где
DOT – изготовитель;
CU – кодовое обозначение изготовителя;
L2 – размер шины;
UM8 – тип шины;
507 – дата изготовления (50–я неделя 1997 г.);
TUBELESS – бескамерная шина ( TUBETYPE – камерная).
Колесные диски тоже маркируются .
Например, обозначение 6J х 16 расшифровывается следующим образом:
6J – ширина диска, в дюймах;
J – высота бортовой кромки диска;
х – глубокий диск;
16 – посадочный диаметр диска, в дюймах.