Паровоз Сталина: что стало со странным советским ж/д тягачом
Несмотря на развитую инфраструктуру современного мира, железная дорога продолжает играть в нем большое значение. В начале XX столетия поезда имели гораздо большее значение, поэтому прилагались невероятные усилия для развития отрасли. Для Советского Союза создание собственной отрасли по сборке ж/д составов являлось первоочередной задачей.
Мало кому известно, что легендарный паровоз «Иосиф Сталин» на самом деле являлся не единственной выпущенной в то время машиной. В то время была выпущена целая серия железнодорожных тягачей. Разработан паровоз и выпущен первый экспериментальный экземпляр в 1932 году. Сборка «Иосифа Сталина» осуществлялась на двух заводах – Коломенском и Ворошиловском. Выпускались они на протяжении 10 лет, всего было собрано 649 паровозов, большинство из которых использовалось для управления пассажирскими составами.
На протяжении этих лет конструкция паровоза постоянно совершенствовалась. В результате появлялись новые машины, некоторые достаточно сильно отличались от предшественника. Одним из таких паровозов стал «Иосиф Сталин 20-16». От всех остальных он отличался аэродинамическим кожухом, расположенным поверх паровоза.
Над созданием обтекаемого года трудились еще в 1930-х годах. В то время инженерами были проведены эксперименты, показавшие, что большая часть полезной энергии паровозов тратится не на движение железнодорожных составов, а на преодоление воздушного сопротивления. Решить эту проблему были призваны кожухи.
Модернизация паровоза продолжалась до конца 30-х годов прошлого столетия. Было создано несколько моделей с сомнительными показателями – их скорость и аэродинамические свойства возросли в несколько раз, но вместе с этим произошло увеличение потребляемого горючего. В среднем эта цифра составляла 15%.
С началом ВОВ большинство ИС были перенаправлены на обслуживание фронта. В 1942 году выпуск паровозов был прекращен из-за военных действий. К 50-м годам к возвращению к выпуску «Иосифа Сталина» не было необходимости. Инженеры Коломенского завода разработали абсолютно новый состав. Но эксплуатация прежних тягачей осуществлялась до 1972 года.
На сегодняшний день единственный сохранившийся состав представлен в музее Киева, где паровоз служит памятником локомотивного депо Киев-Пассажирский.