ГАЗ 66 или в просторечье шишига – это российский грузовой автомобиль, выпущенный в советское время и имеющий колесную формулу 4х4, грузоподъемность 2,0 т и кабину, расположенную над двигателем. С 1960 по 1990 г. этот двухосный полноприводный грузовик был самым распространенным автотранспортом в народном хозяйстве и армии СССР и России. Конструктором автомашины был А.Д. Просвирнин.
ГАЗ 66 является автомобилем повышенной проходимости, предназначенным для эксплуатации по бездорожью и сложных дорожных условиях (снег, заболоченность, рыхлость и т.д.). Его высокую проходимость обеспечивают самоблокирующие дифференциалы заднего и переднего мостов, а также большой дородный просвет и регулируемое давление в шинах. Подкачка шин обеспечивается за счет компрессора с приводом от двигателя. Двигатель имеет предпусковой подогреватель ПЖБ-12. Рабочая тормозная система является гидравлической раздельной с вакуумным усилителем, а стояночная – барабанным трансмиссионным тормозом. Машина снабжена гидравлическим усилителем рулевого управления.
Наиболее важными особенностями являются:
- сбалансированное расположение центра тяжести;
- практически одинаковая нагрузка на заднюю и переднюю ось, обеспеченная компактностью кабины над двигателем;
- неординарное месторасположение органов управления (например, рычаг коробки переключения передач располагается с правой стороны и сзади от шофера).
Широко использовался в десантных войсках, но с 1980 г. частично, а с 1990 г. массово начал списываться с армейских подразделений. Впоследствии был заменен автомобилем ГАЗ-3308 «Садко», обладающим подобной ходовой частью, но большей длиной.